Багдад (в средние века носил на Западе название Балдах) - главный
город одноименного азиатско-турецкого вилайета, который, за выделением
из него в новейшее время двух новых самостоятельных вилайетов
(Ливас-Моссул и Басра), имеет не более 1200000 жит. Город находится в
средней Мессопотамии, под 33° 20' сев. шир., и расположен по обоим
берегам Тигра, причем две трети занимают левый берег реки, носящей там
местное название Шат, старый же Б., резиденция калифов и некогда
величайший город мусульманского Mиpa, лежит на правом берегу. Через Тигр
здесь ведут два, на 17 - 19 понтонах, плашкаутных моста длиною в 200 -
220 м. Восточный город (на левом берегу) окружен почти совсем
обрушившейся стеною, которая в свою очередь обведена глубоким, ныне
безводным рвом, западный защищен осыпавшимся теперь земляным валом;
турецкое правительство проектировало полное восстановление укреплений.
Лежащая в северо-западн. части восточного города четырехугольная,
построенная из кирпича цитадель на половину разрушена и, так как она с
двух фронтов тесно окружена городскими домами, лишена всякого значения.
Дома строятся из кирпича, и состоят из подвала и нижнего этажа, крыша
которого представляет террасу. Почти все окна раскрываются в сторону
двора, который в домах знатных украшается фонтанами. Летом, при
господствующей там сильной жаре, жители проводят дни в подвальных
помещениях (называемых Сердаб), куда не проникает солнечная жара и где
сравнительно прохладно, ночью же они спять на террасах (т.е. плоских
крышах) домов. Зимой настолько прохладно, что приходится для отопления
жилых помещений прибегать к жаровне (мангал), печей в домах нет.
Население (до 60000) представляет пеструю смесь арабов, турок, курдов,
евреев, армян, сирийцев, несториан, многочисленных персов и
незначительного количества индусов. Магометане распадаются на два почти
одинаковых лагеря шиитов и суннитов, относящихся враждебно друг к другу.
До 1831 г., когда население значительно сократилось, вследствие чумы и
наводнения, число жителей превышало 100000 чел. Персы ведут здесь под
покровительством турецкого правительства обширные торговые обороты.
Евреи (20000) живут в особом участке; они имеют три синагоги и ведут
обширную торговлю. Между зданиями выдаются конак (дворец
генерал-губернатора) и английское консульство с прекрасным садом. При
кратковременном управлении Мидхата-паши было много сделано для городских
нужд: узкие улицы расширены, более грязные улицы очищены, заложены у
реки места для нагрузки и выгрузки товаров, но с его отозванием все
приняло прежний вид и даже проект железной дороги в Кербеллу (много
посещаемое паломниками место с могилой имама Гуссейна) оставлен.
При калифах Б. был центром образованности и учености. Теперь
сохранилось только торговое его значение и основанная в 1233 г. калифом
Мустанзиром знаменитая медресе (высшая школа) уже давно обращена в
караван сарай. Но торговые обороты Б., по отношению обширности и
безопасности, находятся в сильной зависимости от временных
обстоятельств; а именно от отношения правительства в данное время к
разбойничьим племенам бедуинов. Оживление Б. поддерживается тем, что
сюда стекаются с религиозной целью на поклонение гробам чтимых
мусульманами святых, между которыми находится не только патрон города,
шейх Абд-эль-кадер Гилани, но и еврейский пророк Иезекииль. Открытие
Суэсского канала имело важное значение для торгового положения Б., так
как для города явилась необходимость переменить свою коммерческую
политику, и последствия этого еще не выяснились вполне. До 1869 г.
торговые пути в сношениях Б. с Европой шли исключительно через
Аравийскую пустыню и армянское плоскогорье. Но с тех пор дорога через
Персидский и Аравийский заливы приобрела большое значение. Наконец,
когда откроется уже давно проектированная Евфратская жел. дорога, он
станет посредником пассажирского движения по направлению на Запад. Роль
посредника между Европой и Индией Б. потерял, когда был создан более
краткий морской путь в Индостан (через Суэц), но с другой стороны этот
же путь сблизил его с Западом. Б. имеет четыре консульства: английское,
французское, персидское и русское и в нем находится главная станция
англо-индийских телеграфных линий. Между Б. и Басрой существует
пароходное сообщение, которое продолжается до Кораджи и Бомбея. Б. с
давних пор был главным складочным пунктом араб., инд. и перс.
произведений, равно европ. мануфактурных товаров, он снабжал Малую Азию,
Сирию и часть Европы инд. товарами, которые доставлялись в Басру, в
барках вверх по течению Тигра и караванным путём дальше в Токат,
Константинополь, Алеппо, Дамаск и в западные части Персии. Небольшие
обороты делаются также драгоценными камнями. Красивое зрелище
представляют построенные Давидом-пашей, славящиеся на всём Востоке,
базары с 1200 магазинов, полных восточными товарами всех сортов. Главные
фабрикаты сафьян красный и желтый, пользующиеся большой славой,
шёлковые, бумажные и шерстяные материи, кисея, тафта, ковры и шали.
Город был основан в 763 г. абасидским калифом Альмансаром, который
основал здесь свою резиденцию. В IX веке Гарун-аль-Рашид много
содействовал блеску Б., построил там дворец и возвел гробницу для своей
любимой жены Собеиды. В 1258 году город был взят внуком Чингис-хана
Гулагу, который умертвил царствующего калифа и уничтожил калифат. Тимур
взял город в 1393 г. и прогнал потомков Гулагу. В начале XVI в. Б.
овладел шах Исмаил, первый регент Персии из дома Софи, и с тех пор город
сделался яблоком раздора между персами и турками. После славной осады
город был взят в 1638 г. султаном Мурадом IV, и напрасно шах Надир
пытался в XVIII в. вырвать его из рук турок. Как место действия большей
части сказок "Тысячи и одной ночи", Б. пользуется и романтической
известностью. Ср. Вельштет, "Travels to the city of Khaliphs" (Лондон,
1840; нем. перевод Кинцеля, 2 части, Пфорц., 1841); Шлефли, "Reisen in
den Orient" (второй выпуск "Mitteilungen schweiz. Reisender" (Винтерт.,
1864); И. Браун, "Gemalde des mohammed. Welt" (Лейпциг, 1870); Ривоар
(Rivoyre), "Les vrais Arabes et leur pays B. etc. " (Париж, 1884).
|