Ассоциация идей - так называется в психологии связь между прежними и
вновь возникающими в человеческом сознании представлениями.
Представления группируются и составляются ряды, связанные между собою
так, что возобновляющееся в сознании представление вызывает в нем и
другое, бывшее с ним ранее связанным. Большая часть так называемых
непроизвольных представлений основана на этом психологическом явлении;
ему подчинена также большая часть непроизвольных воспоминаний, полетов
фантазии, причудливых сплетений снов и неутомимый поток мысли безумца.
Но и произвольное, сознательное мышление, произвольное воспоминание и
размышление могут достигать цели, лишь разрешая процессы воспроизведения
при помощи ассоциаций идей. Заслуга открытия этого явления должна быть
приписана возбужденному по инициативе Локка в Англии движению в области
психологического мышления, в XVIII столетии. Как ни расходились в
разъяснении этого явления Гэртли и Пристлей, так называемые
психологиассоциационисты, а с другой стороны Рид и в другом отношении
Юм, однако все они признают четыре основных закона, по которым
представления связываются одно с другим: 1) на основании сходства, 2) на
основании контраста, т.е. противоположности, 3) в силу близости во
времени или в пространстве, 4) вследствие отношений между понятиями,
напр. причинности, присущности и т.д.
Психология XIX века обратила особое внимание на этот предмет. Много
нового высказано было по этому поводу, в особенности Д.С. Миллем и
Гербартом. Важным результатом их трудов можно считать упрощение четырех
только что указанных психологических законов и сведение их на две
основные формы: с одной стороны представления связываются взаимным
сходством, родством, с другой - чуждые одно другому представления
сливаются вследствие одновременности, т.е. вследствие случайной встречи
в том же субъекте. Вторая форма рассматривается Гербартом лишь как
усложнение. Для обеих форм имеет значение закон, что ассоциация тем
прочнее и вернее, чем чаще она повторяется, что мы испытываем при учении
чего-нибудь наизусть. Относительно обеих форм может быть указан еще и
тот важный факт, что два представления, которые каким бы то ни было
образом сливаются с третьим, могут вступать и друг с другом в такое
отношение, что будут вызывать одно другое без сознания посредствующего
представления. При ассоциации вследствие сродства, следует, наконец,
заметить, что элементы представлений могут состоять также и из
сопровождающих их чувств, которые, вообще, имеют громадное значение в
при всем ходе ассоциативного воспроизведения. Как ни важно явление
ассоциации идей для элементарных процессов духовной жизни человека, тем
не менее ошибочна была теория XVIII века, сводившая к ассоциации все
психические явления, и более правильно учение Лейбница, что ассоциации
должно быть противопоставлено как своеобразная и еще более важная
функция - восприятие. Из процесса восприятия, познавания, несомненно
возникают новые и более прочные ассоциации идей.
|