Ассирийские древности, находящиеся в Луврском и Британском музеях,
дают понятие о всей совокупности культурной жизни древней А. Средоточием
всех изображений является царь, его свита, царедворцы, жрецы и солдаты.
Он изображается в тиаре, длинной, богато украшенной галунами тунике,
двойной затканной или вышитой мантии, расходящейся с левой и правой
стороны, обнаруживая нижнюю тунику; в правой руке держит скипетр, в
левой украшенный меч, всегда в горизонтальном положении. Почти на всех
изображениях присутствуют толстые, безбородые евнухи, пользовавшиеся
большим почетом и нередко занимавшие должности жрецов. Обыкновенно они
держат над головою властителя зонтик или опахало из перьев. Особенно
тщательною отделкою отличаются волосы на голове и бороде. Все лица
ассир. государей имеют одно и тоже выражение деспотической суровости,
без всякого различия по отношению к изображаемому действию: сражению,
жертвоприношению или охоте. Ассирийская государственная жизнь теснейшим
образом связана с мифологией и культурой страны. Царь получал свое имя
от богов; как он, так и его слуги приносили жертвы богам; он обращается
к содействию богов, приступая к какому бы то ни было действию,
совершаемому их именем или под их покровительством. Религия весьма
сходна с тою, которая исповедывалась в Вавилоне. В ассирийских надписях
замечаются имена 7, а поздние 12 главных божеств, во главе которых стоял
еще сверх того бог Ассур. Имена этих 13 богов следующие: Ассур, Ану, бог
земли, Бэль-эль - демиург и отец богов, бог моря, Бин, Ян, Ану - бог
дождей, Небо - начальник небесных войск, позднее называвшийся Меркурием,
Нинип Самдон-Геркулес, Нергал - бог войны, Самас - солнце, Сип - луна,
Таоат - мать богов, Истар - богиня войны и любви. Истар впоследствии
расчленяется на несколько богинь. Планеты считались также божествами,
равно как и многие силы природы. Колоссальные быки и крылатые львы
изображали собою божества низшего порядка. В национальном боге Ассуре
нельзя не узнать Зороастрова Ормузда. Совершенно неизвестен был в
Вавилоне бог добра. Ему не посвящен ни один из 12 месяцев и предоставлен
лишь 13, вставной месяц. Культ был обставлен с большею пышностью, вообще
отличавшею ассирийский быт. Жрецы носили роскошные одежды. В тщательно
убранные волосы вплеталось богато изукрашенная лента. В правой руке они
держали обыкновенно растение с тремя ветвями и тремя цветками. Растение
принадлежало, по-видимому, к виду лотоса. К числу обычных проявлений
ритуала принадлежат поклонение символическому чудесному дереву.
Несравненно чаще, чем изображения религиозных обрядов, встречаются на
ассирийских памятниках изображения сражений. Царь всегда принимал
участие в войне. Войска имели разнообразные одежды. Некоторые воины
носили чешуйчатые панцири. Собственно боевой порядок был неизвестен.
Главная военная сила заключалась в прекрасной коннице и в боевых
колесницах. Штурмы, нередко изображаемые на памятниках, велись при
помощи лестниц, таранов и т.п. Переправы совершались на ладьях и
связанных кожаных мехах. Судьба побежденных была печальна. Они
подвергались сажанью на кол, сдиранью кожи, вырыванью языка и т.д.
Других массами отправляли в ссылку. На памятниках встречаются
изображения подобных сцен. Царь с большим торжеством вступал в
покоренные места. Из охот обыкновенно изображались: львиная и на
буйволов, иногда также на оленей, зайцев и куропаток. В видах
засвидетельствования могущества царя даже и во время охоты, его нередко
изображали ведущим львов за уши или за хвост; из оружия против зверей
употребляли, смотря по их величине, копья или стрелы. Все изображения
посвящены исключительно прославлению царской власти и только мимоходом
бросают свет на частную жизнь. Одежда, утварь, мебель, украшения - все
указывает на большую роскошь. Вышиванье, по-видимому, доведено было до
высокой степени совершенства. Серьги, браслеты и т.п. украшения
указывают на весьма выработанную технику. Из изображений попадаются
сцены попоек, рыбной ловли, переправ на кожаных мехах, кормления
лошадей, бойни овец, езды женщин на мулах. О совершенстве ткацкого
искусства, о котором говорит пр. Езекиил XXVII, 22, 24) свидетельствуют
замечательные изображения Сарданапала и в нимрудском северозападном
дворце. Процветало также гончарное дело, произведения которого
отличались разнообразием и изяществом.
В области чисто умственной деятельности можно отметить весьма
немного. Из массы надписей на полах, стенах и скульптурных произведениях
нет возможности прийти к общему выводу, относительно степени общей
образованности. Клинообразные письмена, принадлежа к числу трудных,
препятствовали распространению грамотности и их 300 знаков, еще во
времена ассирийских царей, вызвали необходимость в официальных
грамматических трудах. Рядом с этим, частью идеографическим, частью
силлабическим письмом существовало и скорописное. В высшей степени
поучительны исторические тексты и отрывки легенд; бесчисленное множество
надписей неофициального содержания дают богатый материал для заключений
относительно народной жизни. Большая часть этих документов торгового и
юридического содержания и заключают ценные указания на воззрения
ассирийцев по вопросам о праве личном, порядки перехода права
собственности и о судебных доказательствах. Прочие надписи
астрологического и тератологического содержания. Встречаются также
надписи медицинского содержания, что же касается
нравственно-философского
- то материалы крайне скудны. Архивы Сарданапала VI заключают правила
обращения государей с народом; сверх того сохранилось множество жалоб, в
которых просители жалуются на грубое обращение со стороны должностных
лиц. В области философских воззрений можно указать на идею о
несуществовании загробной жизни. По понятиям ассирийцев могила
местопребывание и тела и души.
Воспоминание об А. утратилось весьма быстро, но идеи, лежавшие в
основании ассир. государственного устройства, перешли в Персию, а оттуда
распространились по всему Востоку и перешли в Грецию и Византию. А.
вместе с Египтом дает древнейший образец организованного монархического
государства и администрации. Из 40 придворных должностей из туранских
времен до нашего времени удержалось название драгомана, переводчика (от
ассир. tur Guman образов. drogman). Ассирийцы, также как позднее афиняне
и римляне называли года по имени известных должностных лиц. Сохранился
длинный список этих эпонимов, а упоминаемое в нем солнечное затмение,
которое оказалось затмением, происходившим 13 июня, 809 до Р. Х.,
придает этой хронологии большую достоверность. Ассирийцам и вавилонянам
обязаны мы древнейшей системой меры и веса, которая в своих основных
чертах послужила основанием греческой.
|