Авраам (первоначально Аврам) - ветхозаветный патриарх и родоначальник
евр. народа, род. в г. Ур, в северной Месопотамии за 2040 л. д. Г. X.
Отца его звали Фарра, у евреев Терах, а у арабов Азар. Имя матери А. в
св. Писании не упоминается, по преданиям же арабским (см. Herbelot I,
64) имя ее было Адна, а по раввинским (Баба-Батра 91 а) - Аматлея,
вероятно Аматсула - древнехалдейское женское имя, встречаемое в
клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как полагает
Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие. Живя среди языческого Мира, А.
первый познал лживость служения идолам и постиг существование единого
Бога, апостолом которого он и сделался. Преследуемый за то своими
языческими соотечественниками, А., на 75-м году жизни, оставляет родину
и переправляется чрез Евфрат в землю Ханаанскую, обетованную Богом ему и
его потомству, отчего и был прозван А. га-иври, что значить прибывший с
той стороны реки откуда и пошло слово еврей. С А. переселились жена его
Сара и племянник Лот. Долго кочевали они на юге Ханаанеи, побывали в
Египте, а впоследствии и у филистимлян, где А. в обеих странах угрожала
одинаковая опасность лишиться жены, которая была взята в царский гарем.
Вернувшись из Египта, А. отделился от Лота, по причине ссоры, возникшей
между их пастухами; А. поселился в Хевроне, а Лот в прииорданской
области, в городе Содоме. Родственной связи однако ж А. с своим
племянником не разорвал и когда на Содом напали неприятели, разграбили и
увезли в плен жителей, в том числе и Лота, то А., узнав об этом,
немедленно вооружил своих рабов, числом 818 человек. погнался за
грабителями, разбил их и освободил не только родственника своего, но и
других содомлян с их добром, причем выказал величайшее бескорыстие,
отказавшись взять что либо у царя Содомского, предлагавшего ему всю
добычу. - Брак А. с Сарою долго оставался бесплодным, хотя от Агари у А.
был сын Измаил. Лишь на старости, когда Саре было 90, а А. 100 л., у них
родился сын Исаак, который и должен был быть прямым наследником А. и
продолжать род евр. племени. Союз об этом Бог заключил с А. еще до
рождения Исаака, установив внешним знаком этого союза обряд обрезания,
причем имя его Аврам было удлинено в Авраам. Чтобы испытать силу веры
А., к нему последовало повеление Божие принести в жертву Исаака на горе
Мории. А., не колеблясь, повиновался, но в самый решительный момент,
когда Исаак лежал связанный на алтаре и А. занес уже нож, чтобы вонзить
в сына, ангел приостановил его и спас отрока. Этот подвиг А. служит у
евреев бесконечной темой воспоминаний в их молитвах, а в прежние века
изображение жертвования Исаака было и в христианской церкви любимым
сюжетом для лепной и живописной работы художников. - Вскоре после
события с Исааком умерла Сара, 127 лет. А. женился вторично на Кетуру, с
которой прижил еще 6 сыновей. Все они, как и старший сын его Измаил,
сделались родоначальниками разных арабских племен, чем и объясняется
самою Библиею (Бытия XVII, 5) значение имени Авраама, как "отца
множества племен". - А. умер 175 л. от роду (в 1865 г. до Р. X.) и был
погребен сыновьями его Исааком и Измаилом в Хевроне, в пещере Махпелу,
купленную им при смерти Сары, как семейную усыпальницу. Мохаммедане
построили над этою пещерою мечеть и оберегают ее, как одну из величайших
святынь. Многое из передаваемого об А. в библейском рассказе может быть
легендарным и неисторическим, но великий образ этого патриарх имел
всегда, как в Ветхом так и в Новом завете, высокое значение как прототип
наивысшего благочестия и праведности. Как у евреев и мохаммедан, так и у
отцов христиан. церкви сохранились об А. разные предания. По этим
преданиям А. занимался естественными науками, знал астрономию, химию и
др. знания, которые он унаследовал на своей родине от Халдеев и
впоследствии распространял среди Финикиян и даже Египтян (Phil. opp. II,
13; Ioseph Flav. Antt. l, 8, 2). Некоторые считают А. изобретателем
буквенного шрифта и календарных вычислений (Isidor Orig. I, 3); другие
приписывают ему даже сочинение некоторых книг (Epiph. haer. 39, 5;
Origen Horn. in Luc. 35); евр. источники (Козари р. Иегуда Галеви, 4,
25) приписывают ему книгу Иециру (космогония). Арабы утверждают, что А.
был в Мекке и основал там вм. с Измаилом святилище Каабу (Коран II, 119
и д.) О посещении Аврамом сына своего Измаила в Аравии говорит и евр.
предание. См. подробности о всех легендах об А. в кн. Беера "Leben
Abrahams". Новейшая критика коснулась своим анализом и лиц патриархов.
Одни критики отожествляют А. с Брамою, другие с Зороастром, еще другие,
наподобие древнего Филона александрийского, аллегоризировали историю
патриархов, видя в них лишь олицетворение известных отвлеченных понятий.
См. Бернштейна "Ursprung der Sagen von A., Isaak uno Iacob" (Берлин,
1871). Критически-историческое освещение преданий об А. у А. Гейгера
"Urschrift etc" (Бресл., 1857) и Гицига "Geschichte des Volks Israel"
(Лейпциг, 1869).
|