Ансельм Кентерберийский-философ-схоластик, род. в Аосте, в Пьемонте,
в 1033 г. Поступил в монастырь в 1060 г, по желанию благочестивой матери
своей Эрменберги, в 1073 сделался настоятелем (приором) и схоластиком, в
1078-аббатом нормандского монастыря Бек, куда привлекла его слава
знаменитого Ланфранка, а в 1093 г в качестве его преемника сделался
епископом кентерберийским в Англии. Его считают первым схоластиком.
Несмотря на то, что исходной точкою для него была Библия и учение бл.
Августина, что он держался в пределах католицизма и проникнут был
убеждением, что вера должна предшествовать познанию и сама по себе
исключает всякое сомнение, тем не менее, он требовал, чтобы от веры
переходили к познанию. В этом заключается его главное значение, как
догматика. Так наз. "онтологическое" доказательство бытия Божия из
понятая о Божестве, А. выводит в сочинении "Proslogium" (обращение к
своему духу), между тем как в "Monologium" он выводит бытие Божие из
случайности конечного, а Троицу из простых оснований разума. Оба эти
сочинения, содержащие наиболее существенную часть его учения, были
изданы в новейшее время Гаасом (в виде первого тома "Sancti Anselmi
opuscula selecta" Тюбинген, 1863 г.). Другие два сочинения Ансельма -
"De concordia praescientiae etpredestinationis" и "Cur Deus homo" изданы
были Леммером (Берлин, 1857 г.) и на немецком языке (Ширлицем,
Кведлинб., 1861 г.) и замечательны тем, что в первом он дает
догматическое основание учению о предопределении, а во
втором-христологическому учению об искуплении. Относительно его
церковной деятельности замечателен факт энергической борьбы с
Вильгельмом Рыжим и Генрихом Х Английским из-за инвеституры. Твердо
отстаивая воззрения Григория VII, А. дважды принужден был покидать
Англию. Только при преемнике его, Пасхалие II, в 1107 г. пришли к
соглашению. А. умер 21 апреля 1109 года. В этот день празднуется
католиками его память. Папа Климент XI в 1720 г. причислил его к ряду
католических вероучителей. Лучшее издание его сочинений сделано было
Жербероном (2 т. Париж, 1675; новое издание 1721. и в Венеции, 1744);
ср. Франка, "А. von Canterbury, eine kirchenhistorische Moaographie"
(Тюбинген, 1842); Гассе, "A. von Canterbury", (Лейпциг, 2 т.,
1843-1852); Peмюза, "Saint Anseime de Canterbery" (Пар., 1854; 2 изд.,
1868); Чёрча, "Saint Anseime" Лондон, 1870).
|