Авгуры. Так назывались у римлян члены одной жреческой коллегии,
пользовавшейся до позднейших времен большим уважением и обладавшей
знанием с помощью авгурий или ауспиций, т.е. наблюдений над полетом и
криком птиц, над падением молнии и по другим признакам, отгадывать волю
богов и предсказывать исход того или другого предприятия.
Ауспиции подразделялись на такие, которые непосредственно при
известных церемониях и в известных формулах испрашивались у божества, и
на такие, в которых последнее по собственному желанию выражало свою
волю. В последнем случае влияние А. было очень сильно. Они могли
остановить народное собрание, отложить его до другого дня и даже
отменять его решения, объявив, что ауспиции были неблагоприятны. В
частности ауспиции разделялись на 5 классов: 1) небесные явления, как
гром и молния; при этом обращалось внимание на место возникновения
молнии - если на лево от наблюдателя, обращенного лицом к югу, то
предзнаменование считалось счастливым; если же направо, то -
неблагоприятным ; 2) крик и полет птиц. Одни из птиц возвещали тот или
другой исход дел направлением своего полета, другие - своим криком или
пением. К последним относились ворон, ворона, ночная сова и др.; к
первым - один вид соколов, орел и коршун. Ворона, каркающая с девой
стороны, а воронь - с правой - возвещали удачу; 3) клевание или
неклевание зерен птицами. Первое возвещало счастье, второе - несчастье.
Этот род гадания особенно практиковался на войне, вследствие чего войско
сопровождал всегда Pullarius с целым фургоном кур. Кроме этих трех
ауспиций были еще 4) приметы по четвероногим животным и 5) по
каким-нибудь необыкновенным происшествиям и несчастным случаям. Так
напр., всякое народное собрание должно было немедленно расходиться, если
кто-нибудь из присутствовавших подвергся припадку падучей. И в военное,
и в мирное время не предпринималось ничего важного без предварительного
испрашивания ауспиций. Даже в эпоху Цицерона, когда вера в старых богов,
особенно в высших классах уже значительно пошатнулась, и магистраты,
которые заведывали этими гаданиями, смотрели на них лишь как на докучные
формальности, ауспиции все еще служили важным средством, по крайней
мере, для достижения политических целей, и вследствие этого и коллегии
А., обладавшая этим знанием, пользовалась большим уважением.
Официальные ауспиции устраивались только должностными лицами, авгуры
при этом служили лишь посредниками-специалистами. Роль их заключалась
главным образом в том, что они для наблюдения примет должны были
очертить "templum", т.е. узкое пространство, с которого должны были
производиться наблюдения, и другое более обширное, на протяжении
которого надо было наблюдать приметы. Авгур своим жезлом (lituus)
мысленно проводил две лиши (одну по направлению с севера на юг - cardo,
- а другую, перерезывающую первую, с востока на запад - decumanus)
через все поле наблюдения и затем соединял концы этих линий 4-мя прямыми
линиями в виде прямоугольника. Лишь после этих предварительных действий,
магистрат, сидя с покрытой головой в узком templum и обращенный лицом к
востоку или югу, мог приступить к ауспициям. В Риме для правильных и
периодических ауспиций существовали постоянные templa, как напр., на
Капитолии, на Форуме и на Марсовом поле для комиций. Заседания сената,
происходившие в закрытых помещениях, держались, именно, в таких зданиях
которые были приспособлены для ауспиций. С этою же целью и большинство
храмов было воздвигнуто на таких templa и поэтому могли служить и для
заседания сената. См. Нисен, "Das Templum" (Берд., 1869); Момзен, "Das
rom. Staatsrecht" (т. 1, Лейпц., 1871).
|