Анаксагор-один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и
знатных родителей, род. в Клазомене около 500 до Р. X. С ранних лет он
отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему
богатству, и пристрастился к философии. Привлеченный кипучей умственной
жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний А.
переселился туда, вступил в близкие сношения с Периклом и первый стал
излагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, его
учениками были Фукидид, физик Архелай и Эврипид. Стараясь объяснять
естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение,
землетрясения и. т. п.) он навлек на себя обвинение в оскорблении богов.
Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его только
Красноречие Перикла. Смертный приговор заменен был изгнанием. А.
поселился в Лампсаке, где и умер в 428. "Не я потерял Афины, а афиняне
потеряли меня" гордо говорил он. В противоположность элеатам, для
объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал не
одну первичную стихию, в роде воды, воздуха или огня, а бесчисленное
множество бесконечно малых первичных материальных частичек, омфомерий
(однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни
переходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которых
состоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы, а основные,
первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам и
однородные тела, которые из них образуются. Впрочем, омфомерии А. не
похожи и на атомы в нашем смысле, т. е. на простые химические тела,
потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т.
п. Омфомерии, сами по себе лишенные движения, были первоначально
выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным,
материально мыслимым началом-разумом (nouV, ум), и этим движением,
отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир. А.
учил, что в каждой отдельной вещи содержится часть всего и что одна вещь
отличается от другой только преобладанием какого-нибудь одного
первоначального вещества. Разум же остается чистым и несмешанным с
остальной материей, определяя и проникая собою все вещи, как начало
жизни. Благодаря этому признанию духовного начала, многие считали А. за
первого деиста между философами, но напрасно, потому что в его духовном
начале нет и помину о личности и бестелесности. Отрывки его сочинений
собраны Шаубахом (Лейпц., 1827) и Шорном (Бонн, 1829). См. Брейер, "Die
Philosophie des A." (Берл., 1840), Зевор, "Dissertation sur la vie et la
doctrine d'A.", (Пap., 1843); К. Гоффман, "Ober die Gottesidee des A.,
Sokrates una Platon", (Вюрцб., 1860); Гладиш, "A. und die Israeliten",
(Лейпц., 1864). П. Г. Редкина, "Из лекций по истории философии права"
(Т. II, Спб., 1889, стр. 251-293).
|