Альгамбра (от арабск. Kelatalhamrah, красный замок) - название
прежней цитадели Гранады, поднимающейся с юго-восточной стороны города
на скале, которая отделяет Дарро от Иениля. Эта старинная крепость
мавританских государей еще доныне служит замечательнейшим памятником
мавританской архитектуры. В последнее время испанское правительство
предприняло реставрацию отчасти уже разрушенных построек под
руководством опытного архитектора Контреры. Грандиозное здание имеет
около 3,5 км. в окружности и окружено еще своей первоначальной оградой,
снабженной многими башнями. Кроме знаменитого мавританского дворца,
внутри этой ограды находятся еще церковь, прежний монастырь, теперь
обращенный в казарму, множество жилых помещений и оставшийся
недоконченным величественный еще в развалинах дворец Карла V,
построенный на месте зимнего дворца мавританских халифов. Часть
старинных башен и строений раньше служили помещением для каторжников и
государственных преступников. Великолепный парк отделяет А. от Torres
Bermejas, другой крепости, как предполагают, заложенной еще финикиянами.
С северной стороны ограды ещё и теперь поражает своим великолепием
старинный мавританский дворец, построенный в 1213 - 1338 г. Чрез простые
ворота в западной части дворца входишь теперь раньше всего в галерею на
колоннах, окружающую самый большой прямоугольный двор. Patio de la
Alberca, еще чаще называемый Patio de los Arrayanes (Миртовый двор). На
северной узкой стороне этого прямоугольника через переднюю входишь в
залу Посланников, квадратное помещение с куполом, высотою почти в 20 м.,
в котором маврит. искусство развертывается во всем своем блеске и
великолепии. К востоку от Patio de la Alberca находится Львиный двор с
фонтаном, опирающимся на 12 львов. К этому двору примыкают зала двух
Сестер, обязанная своим именем двум широким и совершенно равной величины
мраморным плитам, Судебная зала и зала Абенсеррагов. В последней еще до
сих пор показывают кровавые пятна, оставшиеся после той ужасной резни,
которую последний султан Боабдил, по наговору Цегри, смертельных врагов
Абенсеррагов, устроил между последними и которая значительно
содействовала ослаблению и падению мавританскаго государства. Повсюду
вокруг этих дворов группируются изящные портики, дышащие прохладой
покои, садики с бьющими фонтанами и выходящие наружу балконы с
великолепными видами. Стены покоев покрыты роскошной мозаикой, своды
своими украшениями напоминают ячейки улья и называются у испанцев Media
паranja
- полуапельсином, вследствие своего сходства с клеточками
разрезанного апельсина. Наружный же вид А. представляется строгим и мало
симметричным и скорее походит на крепость. Как про особенную редкость в
таком чисто мусульманском памятнике следует упомянуть про фрески, по
всей вероятности, работы какого-нибудь христианского художника XIV или
XV в., представляющая сцены охоты и сражений. К северо-востоку от А., на
Cuesta de los Molinos, отделенный от мавританского дворца глубоким
оврагом, заросшим высокими деревьями, возвышается летний дворец
Генералиф. Вашингтон Ирвинг воспользовался своим пребыванием в Испании в
качестве американского посланника; чтобы дать нам превосходное описание
А., снабженное мавританскими легендами. Вообще, как совершеннейший
памятник мавр. искусства, А. неоднократно служила предметом изучения с
точки зрения истории искусства. Наилучшие сочинения об А. : Мурфи, "The
Arabian antiquities of Spain" (Донд., 1816); Жиро де Пранже, "Souvenirs
de Grenade et de ГА." и Monuments arabes et moresques d'Espagne" (Пар.,
1838); Овен Джонс, "Plans, elevations, sections and details of the A."
(2 т., Лонд., 1642 - 45); Биссон, "Choix d'ornements arabes de I'A."
(Пар., 1855): "Monumentos arquitectonicos de Espana" (Мадр., 1859 г.).
Подражание наиболее характерным частям А. представляет AlhambraCourt.
стеклянного дворца в Сиденгаме, возведенного под руководством Овена
Джонса.
|