Альберт, граф фон Больштедт, обыкновенно называемый Albertus Magnus -
один из самых ученых и самых богатых познаниями людей средних веков,
род. в 1193 г." в Лауингене в Швабии. Будучи по слабому телосложению
неспособен к военной службе, он был предназначен к духовному званию.
Окончив курс учения в Падуе, поступил в незадолго перед тем основанный
орден Доминиканцев, начальство которого послало его в Германию, где он
был преподавателем в различных монастырях - в Кёльне, Гильдесгейме,
Фрейбурге, Регенсбурге и Страсбурге. Большую часть своей жизни он провел
в Кёльне, где образовал много превосходных учеников, прежде всего Фому
Аквинского. Некоторое время он занимал доминиканскую кафедру богословия
в парижском университете и, по преданию, читал свои лекции, вследствие
громадного стечения слушателей, под открытым небом. С 1254 он
действовал, как провинциал своего ордена, в Германии. Когда, нисколько
лет спустя, в Парижском университете вспыхнула сильнейшая ненависть
против Доминиканцев, так что делегаты обеих сторон обратились в Рим, А.
одержал при помощи своего красноречия победу для ордена и был затем
назначен преподавателем богословия при папской курии (Magister Palatii).
Папа Александр IV возвел его в 1260 г. в сан регенсбургского епископа,
но А. уже в 1262 выхлопотал себе у наследника Урбана IV дозволение
низложить епископский посох. Он возвратился в качестве лектора назад в
Кёльн и посвятил себя всецело науке. Как друг и советник архиепископа
Конрада фонГохштеден, он несомненно принимал деятельное участие в
составлении плана для постройки кёльнского собора. Он умер в Кёльне, в
1280 г., сделавшись уже несколько лет перед тем слабоумным. Он обладал
самым всесторонним образованием из всех ученых ХIII века, вследствие
чего и получил от современников и потомства название Великого, или
"Doctor universalis". Но от остальных схоластиков отличается не столько
большею энергией самостоятельного философского мышления, сколько большим
изобилием весьма прилежно обработанного материала. Он широко
воспользовался сделавшимися в начале ХШ века известными как подлинниками
сочинений Аристотеля, так и византийскими, арабскими и еврейскими
комментариями и подавляющею силою этого материала дал схоластическому
мышлению аристотелелево направление. Таким образом А. сделался главным
учителем аристотелевой философии и виновником того, что она взяла
решительный перевес, хотя он сам и не был вполне самостоятелен в ее
понимании и стоял в полной зависимости от своих источников. Более
самостоятельности и значения имел он в области естествознания, где он
расширил и пополнил аристотелевы исследования своими собственными. В
особенности он отличился в ботанике подробными исследованиями. Его
необыкновенные для того времени знания в физике, химии и механике были
причиною заподозрения его в колдовстве и в этом отношении с его именем
связаны многочисленные легенды. Его сочинения, собранные, (но не во всей
полной) Ямми (21 т., Лион, 1651), состоят частью из комментариев к
философским сочинениям Аристотеля, частью из исследований физического,
алхимического и естественноисторического содержания. Критическое издание
части этих последних предприняли Эрнст Мейер и Карл Ессен (Берл., 1867),
под заглавием: "Alberti Magni de vegetabilious libri VII, historiae
naturalis pars XVIII". Его богословские сочинения состоят главным
образом из изъяснения книг Священного Писания и из трудов догматического
содержания. К последним принадлежит (изданное в первый раз в Нюрнберге,
в 1473 г.) "Compendium theologicae veritatis", которое, как и многие
другие сочинения А., распространено в бесчисленных изданиях XV в. и
первой половины XVI в.
|