Алхимия в Польше не имела никогда многих и славных адептов: первый
алхимик появился здесь в XV в. по имени Винкентий Ковский, в XVI
столетии жил другой с немецкой фамилией Зухтен. Самым славным из них был
живший в XVII в. Михаил Сендзивой, который однако не сделал никаких
самостоятельных открытий. Он род. 1566 г. в Сонче, а в 1604 г. является
уже в Саксонию, где освобождает из тюрьмы шотландского алхимика Сетона и
привозить его в Краков. Благодарный Сетон, хотя не открыл ему своих
тайн, но дал небольшое количество чудесного порошка; Сендзивой женился
на его вдове и получил весь порошок; оставшийся после Сетона. С помощью
этого средства он обращал разные металлы в золото при дворе Сигизмунда
III в Кракове, о чем существуют исторические свидетельства, и был
приглашен в Прагу, где император Рудольф, получив от него немножко
порошку, сам совершил чудесную перемену, в память чего велел поместить
на стене таблицу с надписью: "Faciat hoc quispiam alius, quod fecHt "
SendUvogius polonus". ("Пускай попробует кто либо сделать то, что сделал
поляк Сендзивой"). В Вюртемберге князь Фридрих принимал его с высшими
почестями, но завидовавший ему алхимик Мюленфельс тайно захватил его,
посадил в темницу и отнял порошок. Когда это было открыто, Мюленфельс в
наказание был повешен, но Сендзивой не получил обратно порошка, которого
сам сделать не умел, поэтому попал в нищету и сделался простым
шарлатаном. Одним из последних адептов того времени является Каэтан,
называемый графом Руджиеро, родом неаполитанец, сын крестьянина; он
подвизался при мюнхенском, венском и берлинском дворах, пока не окончил
своих дней в 1709 г. в Берлине на виселице, украшенной мишурным золотом.
За ним следовал еще один английский врач Джемс Прайс, заявивший перед
королевским обществом наук, что ему удалось получить красный и белый
порошок, посредством которого можно превращать ртуть, по желанию, в
золото и серебро. Когда же от него стали настойчиво требовать
доказательств его искусства, он отравился в 1783 г. С его смертью
алхимия однако не прекратила своего существования. Еще в начале XIX
столетия в Германии было алхимическое общество, (называвшееся
"герметическим обществом"), основанной Кортумом в Бохуме (автором
Иобсиады), публиковавшее труды свои в "Deutschen ReuchsanzeUger". При
нынешнем состоянии научной химии, когда металлы рассматриваются, как
элементы, т. е. как химически простые тела, - получать золото возможно
только из тел, содержащих золото. Если бы даже и оказалось, что металлы
можно разложить, то и в таком случай с уверенностью можно сказать, что
пути для этого должны быть совершенно отличны от тех, которым следовали
алхимики. До сих пор еще ни разу не удалось получить золото из
неблагородных металлов, хотя этому твердо верили в средние века, столь
отличавшиеся верой в чудесное. Но как бы ни была химерична преследуемая
алхимиками цель, своими опытами, которые они необходимо должны были
производить массами, алхимики принесли химии существеннейшую пользу, а
именно положили начало этой науке. Ср. Вертело (Berthelot), "Les
origHnes de l'alchimie". (Нарижь, 1885); того же автора: "Introduction a
i'etude de la chimie des anciens ct de moyen age" (Париж, 1889); Копп
(Н. Корр), "Sagen und Ansichten Uber die Ursprung und fruhe Kenntniss d.
Alchenue" (Браунтвейг, 1867); тогоже автора: "Alchernue in aiterer und
neuerer Zeht" (2 т., Гейдельберг, 1886); 6. Н. Савченков, "история
химии".
|