Человеколюбие,
без сомнения, заставило Цицерона хвалить старость: однако ж не думаю,
чтобы трактат его в самом деле утешил старцев: остроумию легко пленить
разум, но трудно победить в душе естественное чувство.
Можно ли хвалить болезнь? а старость сестра ее. Перестанем обманывать
себя и других; перестанем доказывать, что все действия натуры и все
феномены ее для нас благотворны, - в общем плане, может быть; но как
он известен одному богу, то человеку и нельзя рассуждать о вещах в сем
отношении. Оптимизм есть не философия, а игра ума: философия занимается
только ясными истинами, хотя и печальными; отвергает ложь, хотя и приятную.
Творец не хотел для человека снять завесы с дел своих, и догадки наши
никогда не будут иметь силы удовлетворения. - Вопреки Жан-Жаку Руссо,
младенчество, сие всегдашнее борение слабой жизни с алчною смертию,
должно казаться нам жалким; вопреки Цицерону, старость печальна; вопреки
Лейбницу и Попу, здешний мир остается училищем терпения. Недаром все
народы имели древнее предание, что земное состояние человека есть его
падение или наказание: сие предание основано на чувстве сердца. Болезнь
ожидает нас здесь при входе и выходе; а в середине, под розами здоровья,
кроется змея сердечных горестей. Живейшее чувство удовольствия имеет
в себе какой-то недостаток; возможное на земле счастье, столь редкое,
омрачается мыслию, что или мы оставим его, или оно оставит нас.
Одним словом, везде и во всем окружают нас недостатки. Однако ж слова
благо и счастие справедливо занимают место свое в лексиконе здешнего
света. Сравнение определяет цену всего: одно лучше другого - вот благо!
одному лучше, нежели другому - вот счастие!
Какую же эпоху жизни можно назвать счастливейшею по сравнению?
Не ту, в которую мы достигаем до физического совершенства в бытии (ибо
человек не есть только животное), но - последнюю степень физической
зрелости - время, когда все душевные способности действуют в полноте
своей, а телесные силы еще не слабеют приметно; когда мы уже знаем свет
и людей, их отношения к нам, игру страстей, цену удовольствий и закон
природы, для них установленный; когда разум наш, богатый идеями, сравнениями,
опытами, находит истинную меру вещей, соглашает с ней желания сердца
и дает жизни общий характер благоразумия. Как плод дерева, так
и жизнь бывает всего сладостнее перед началом увядания.
Сия истина доказывает мне благородство человека. Если бы умная нравственность
была случайною принадлежностию существа нашего (как некоторые утверждали)
и только следствием общественных связей, в которые мы зашли, уклонясь
от путей натуры, то она не могла бы своими удовольствиями заменить для
нас живости и пылкости цветущих дней молодости; не только заменять их,
но и несравненно возвышать цену жизни: ибо человек за тридцать пять
лет, без сомнения, не пылает уже так страстями, как юноша, а в самом
деле может быть гораздо его счастливее.
В сие время люди по большей части бывают уже супругами, отцами и наслаждаются
в жизни самыми вернейшими радостями: семейственными. Мы ограничиваем
сферу бытия своего, чтобы не бегать вдаль за удовольствиями; перестаем
странствовать по туманным областям мечтания; живем дома, живем
более в самих себе, требуем менее от людей и света; менее огорчаемся
неудачами, ибо менее ожидаем благоприятных случайностей. Жребий брошен:
состояние избрано, утверждено; стараемся возвеличить его достоинство
пользою для общества; хотим оставить в мире благодетельные следы бытия
своего; воспитание детей, хозяйство, государственные должности обращаются
для нас в душевное удовольствие, а дружба и приязнь в сладкое отдохновение...
Поля, нашими трудами обогащенные, садик, нами обработанный, земледельцы,
нас благодарящие, лица домашних спокойные, сердца их, к нам привязанные,
радуют мирную душу опытного человека более, нежели сии шумные забавы,
сии признаки воображения и страстей, которые обольщают молодость. Здоровье,
столь мало уважаемое в юных летах, делается в летах зрелости истинным
благом; самое чувство жизни бывает гораздо милее тогда, когда
уже пролетела ее быстрая половина... так остатки ясных осенних дней
располагают нас живее чувствовать прелесть натуры; думая, что скоро
все увянет, боимся пропустить минуту без наслаждения!.. Юноша неблагодарен:
волнуемый темными желаниями, беспокойный от самого избытка сил своих,
с небрежением ступает он на цветы, которыми природа и судьба украшают
стезю его в мире; человек, искушенный опытами, в самых горестях любит
благодарить небо со слезами за малейшую отраду.
В сие же время действует и торжествует гений... Ясный взор на мир открывает
истину, воображение сильное представляет ее черты живо и разительно,
вкус зрелый украшает ее простотою, и творения ума человеческого являются
в совершенстве, и творец дерзает наконец простирать руку к потомству,
быть современником веков и гражданином вселенной. Молодость любит в
славе только шум, а душа зрелая - справедливое, основательное признание
ее полезной для света деятельности. Истинное славолюбие не волнует,
не терзает, но сладостно покоит душу среди монументов тления и смерти,
открывая ей путь бессмертия талантов и разума: мысль утешительная для
существа, которое столько любит жить и действовать, но столь недолговечно
своим бытием физическим!
Дни цветущей юности и пылких желаний! не могу жалеть о вас. Помню восторги,
но помню и тоску свою; помню восторги, но не помню счастия; его не было
в сей бурной стремительности чувств к беспрестанным наслаждениям, которые
бывают мукою; его нет и теперь для меня в свете - но не в летах кипения
страстей, а в полном действии ума, в мирных трудах его, в тихих удовольствиях
жизни единообразной, успокоенной, хотел бы я сказать солнцу: остановися!
если бы в то же время мог сказать и мертвым: восстаньте из гроба!