Слово
о погибели Рускыя земли
по смерти великого
князя Ярослава
О
светло светлая и украсно украшена земля Руськая! И многыми красотами удивлена
еси: озеры многыми, удивлена еси реками и кладязьми месточестьными, горами
крутыми, холми высокыми, дубровами частыми, польми дивными, зверьми разноличьными,
птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обителными,
домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами
всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская!
Отселе до угор и
до ляхов, до чахов, от чахов до ятвязи, и от ятвязи до литвы, до немець,
от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймичи погании
и за Дышючим морем, от моря до болгар, от болгар до буртас, от буртас
до чермис, от чермис до моръдви, то все покорено было богом крестияньскому
языку поганьскыя страны: великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю
кыевьскому, деду его Володимеру и Манамаху, которым то половьци дети своя
полошаху в колыбели. А литва из болота на свет не выникываху. А угры твердяху
каменыи городы железными вороты, абы на них великыи Володимер тамо не
възехал. А немци радовахуся, далече будуче за синим морем. Буртаси, черемиси,
веда и моръдва бортьничаху на князя великого Володимера. И кюр Мануил
Цесарегородскыи опас имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под
ним великыи князь Володимер Цесарягорода не взял.
А в ты дни болезнь
крестияном от великаго Ярослава, и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава,
и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго.
Слово
о погибели Русской земли
после смерти
великого князя Ярослава
О светло светлая
и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ливишь ты: озерами
многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми,
холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными,
птицами бесчисленными, городами великми, селами дивными, боярами честными,
вельможами многими, всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная
вера христианская!
Отсюда до венгров, и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов
до литовцев и до немцев, от немцев до корелы, от корелы до Устюга, где
живут тоймичи поганые, и за Дышащим морем, от моря до болгар, от болгар
до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы то
все покорил бог народу христианскому поганые страны: великому князю Всеволоду,
отцу его Юрию, князю Киевскому, и деду его Владимиру Мономаху, которым
половцы детей своих пугали в колыбели. А литва из болота на свет не показывалась.
А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий
Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим
морем. Буртасы, черемисы, веда и мордва бортничали на князя великого Владимира.
И сам господин Мануил Цареградский, страх имея, затем и великие дары посылал
к нему, чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял.
А в те годы
беда христианам от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава,
и до брата его Юрия, князя Владимирского.
Источник. Текст "Слова..." и комментарий
приводится по изданию: Изборник (Сборник произведений литературы Древней
Руси) / Сост. и общ. ред. Л.А.Дмитриева и Д.С.Лихачева. - М.: Худож.лит.,
1969. - С.326-327, 738-739.
Комментарий.
Это отрывок из не дошедшего до нас произведения о судьбах Руси. Начальный
фрагмент сохранился благодаря тому, что псковский книжник в середине XV
в. использовал часть "Слова" как предисловие к одному из списков
"Жития Александра Невского". В последних строках памятника звучит
скорбь по поводу "беды христианам" после смерти Ярослава Мудрого.
Вероятно, не дошедшая до нас заключительная часть "Слова" рассказывала
о "погибели" Северо-Восточной Руси от татаро-монгольского нашествия.
"Погибель" представлялась автору следствием княжеских раздоров
и усобиц от Ярослава Мудрого (ум.в 1054 г.) до Ярослава Всеволодовича
(ум. в 1246 г.). "Слово", видимо было написано во Владимире
между 1238 и 1246 гг. Отдельные образы и стилистические приемы "Слова",
напоминающие "плачи" и "славы" народной поэзии, близки
"Слову о полку Игореве".
"Слово о погибели" известно в двух списках: Псковском и Ленинградском.
В нас. изд. печатается по Псковскому списку XV в. (Гос. архив Псковской
области, ф. 449, № 60, лл.245 об. - 246 об.) с необходимыми исправлениями
по Ленинградскому списку XVI в. (ИРЛИ, Р. IV, оп. 24, № 26, лл. 472-473)
и конъектурными поправками.
Отсель до угор то есть от Владимира до границ с венграми.
Ятвязи
ятвяги, одно из литовских племен.
Устюг
город на реке Сухоне, притоке Северной Двины.
Тоймичи
одно из финских племен, обитавших на реке Тойме, впадающей в Северную
Двину.
Дышючее море
Северный Ледовитый океан.
Болгары
волжские болгары.
Буртасы, веда
мордовские племена.
Черемисы
марийцы.
...великому
князю Всеволоду Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо, великому
князю Владимирскому (ум. в 1212 г.).
...отцю его
Юрью, князю Кыевскому... Юрию Владимировичу Долгорукому (ум.
в 1157 г.).
...деду его
Володимеру и Манамаху Владимиру Всеволодовичу Мономаху (ум.
в 1125 г.).
А немци радовахуся,
далече будуче за синим морем... то есть до своего прихода во
второй половине XII в. в Ливонию.
...бортьничаху
платили дань медом.
И кюр Мануил
Цесарегородскыи византийский император Мануил Комнин (1143-1180).
В "Слове" допущен анахронизм: Владимир Мономах и Мануил Комнин
не были современниками. Кюр по-гречески господин.
...до ныняшняго
Ярослава... до Ярослава Всеволодовича, великого князя Владимирского
с 1238 по 1246 г.
...до брата
его Юрья, князя Володимерьского... до Юрия Всеволодовича, великого
князя Владимирского с 1213 по 1216 и с 1219 по 1238 гг.
|