Сказание об Индийском царстве
Аз есмь Иоанн царь и поп, над цари царь, имею под собою 3000 царей
и 300. Аз есмь поборник по православной вере Христове. Царство мое таково:
итти на едину страну 10 месяць, а на другую немощно доитти, занеже тамо
соткнуся небо з землею. Есть у мене в единой стране люди немы, а в ынои
земли люди рогаты, а в ынои стране люди трепяцдци, а иныя люди 9-ти
сажен, иже суть волотове, а иныя люди четвероручны, а иныя люди о шести
рук, а иныя у мене земля, в ней же люди пол пса да пол человека, а иные
у мене люди в персех очи и рот, а во иной земли у мене люди верху рты
великы, а иные у мене люди скотьи ноги имеюще. Есть у мене люди пол
птици, а пол человека, а иныя у мене люди глава песья; а родятся у мене
во царствии моем зверие у мене: слонови, дремедары, и коркодилы и велбуди
керно. Коркодил зверь лют есть, на что ся разгневаеть, а помочится на
древо или на ино что, в той час ся огнем сгорить. Есть в моей земли
петухы, на них же люди яздять. Есть у меня птица ногои, вьет себе гнездо
на 15 дубов. Есть в моем царствии птица финикс, свиваеть себе гнездо
на нов месяць и приносить от огня небеснаго и сама зажигаеть гнездо
свое, а сама ту тоже сгараеть; и в том же попеле заражается червь, и
опернатееть, и потом та же птица бываеть едина, более того плода нет
той птици, 500 бо лет живеть. А посреди моего царства идеть река Едем
из рая, в той реце емлють драгии камень акинф и самфир, и памфир, и
измарагд, сардик и аспид, тверд же и аки угль горящь. Есть камень кармакаул,
той же камень господин всем камением драгим, в нощи же свеЬтить, аки
огнь горить. Есть у мене земля, в ней же трава, ея же всяк зверь 6егаеть,
а нет в моей земли ни татя, ни разбойника, ни завидлива человека, занеже
моя земля полна всякого богатьства. А нет в моей земли ни ужа, ни жабы,
ни змеи, а хотя и воидеть, ту и умреть. Есть у мене земля, в ней же
ражается перець, вей люди по то ходять. Опроче всех есть у нас море
песочное езеро, да николи же не стоить на едином месте; отколе ветр
потянеть, ино поидеть вал, и восходять те валы на брег за 300 верст.
Того же моря не преходить никаков человек, ни кораблем, ни которым промыслом.
И за тем морем не ведает никаков человек, есть ли тамо люди, нет ли,
и с того моря в нашю землю текут рекы многи, в них же рыбы сладки, и
посторонь того моря за 3 дни суть горы высокы, от них же течеть река
каменна, валится камение великое и малое по себе 3 дни. Идет же то камение
в нашю землю в то море песочное, и покрывають валове моря того и. Близ
тоя рекы едино днище есть горы пусты высокы, их же верха человеку не
мощно дозрети, и с тех гор течеть река под землею не велика; но во едино
время разступается земля над рекою тою, и кто узрев да борзо воскочить
в реку ту, того ради да бы ся о нем земля не соступи, а что похватить
и вынесеть борзо, оже камень, той драгии камень видится, а яже песок
похватить, то великы женчюг возмется. Та же река течеть в великую реку,
люди же тоя земли ходять на устье рекы, а емлють драгыи камень четьи
и женчюг, а кормять свои дети сырыми рыбами, и понирають в реку ту иныя
на 3 месяци, а иныя на 4-ре месяци, ищуть камения драгаго. За тою рекою
едино днище есть горы высокы и толсты, не лзе на них человеку зрети.
И с тех гор пылаеть огнь по многым местом, и в том огни живуть черви,
а безо огня не могуть жити, аки рыбы без воды, и те черви точать ис
себе нити аки шиду, и в тех нитех наши жены делають нам порты, и те
порты коли ся изрудять, водою их не мьють, вергуть их в огнь, и како
разгорятся, ини чисти будуть. Есть у мене во иной стране звезда именем
Лувияарь.
А егда поидем на рать, кому хощем болшеи работе предати, идуть пред
мною и несуть ту 20 крестов и 20 стягов. Те же кресты и стязи велици
злати с драгими каменми и с великыми женчюги зделани, в нощ же светять
аки в день. Те же кресты и стязи идуть на 20-ти колесницах и 6-ти, а
у которыя же колесница служать по 100 тысящь конник, а по 100 тысящь
пешие рати опричь тех, которыя на нас брашно везуть. А коли пойдем к
нарочиту месту на бои, ини несуть пред мною един крест древян, на нем
же изображено господне распятие, того ради да быхом поминали господню
страсть и распятие. Сторонь того креста несуть блюдо злато велико, на
нем же едина земля; на землю зряще, поминает, яко от земля есми создани
и паки в землю пойти имамы. А се с другую страну блюдо несуть другое
злато, на нем же драгии камень и четеи женчюг, на н же зряще величается
наше господьство. Идуть же пред мною 3 проповедници, возгла-шають велиим
гласом. Един вопиеть: «Се есть царь царем, господь господом», а другии
вопиеть: «Силою крестною а божиею благодатью и помощию». А третий вопиеть
умилным гласом, яко от земля есмы сътворени и в землю паки пойти имамы.
И пакы же престанем глаголати. О силе же не глаголю, яко же бо рекох.
Двор у мене имею таков. 5 ден ити около двора моего, в нем же суть
полаты многы златыя и сребреныя и древяни изнутри украшены, аки небо
звёздами, а покровены златом. И в тои полате огнь не горить; аще ли
внесуть, в той час огнь погаснеть. Есть у мене иная полата злата на
осмидесять столпов от чистаго злата, а всякий столп по 3 сажени в толстоту,
а 80 саженей в высоту. В той же полате 50 столпов чистаго злата, на
всех же столпех по драгому камени. Камень самфир имать свет бел, камень
тонпаз аки огнь горить. В той же полате есть столпа два: на едином столпе
камень, имя ему троп, а на другом столпе камень, имя ему кармакаул,
в нощи же светить камень той драгыи, аки день, а в день, аки злато,
а оба велики, аки корчаги. В той же у мене полате огнь не горить; аще
внесуть, то борзо погаснеть; разве бо той огнь горить, иде же идеть
из древа негнеющаго, имя древу тому шлема. Того мира вливають в паникадила
и зажигають, ино той огнь горить, и тем миром в которую версту помажется
человек, стар или молод, боле того не старается,а очи его не болять.Таже
полата выше всех полат. Верху тех полат учинена два яблока златы, в
них же вковано по великому каменю самфиру, того ради, дабы хоробрость
наша не оскудела. Суть бо 4 камени на столпех того ради, дабы потворници
не могли чаров творити над нами. Есть у мене иная полата злата велика,
как очима видети, на столпех златых; два велики камени кармакаул в нощи
светять в той же полате у мене.
А обедають со мною на трапезе по вся дни 12 патриархов, 10 царей,
12 митрополитов, 45 протопопов, 300 попов, 100 диаконов, 50 певцев,
900 крилосников, 365 игуменов, 300 князей; а во зборнои моей церкви
служать 300 игуменов да 65, да 50 попов, да 30 диаконов, и обедають
со мною; а столничають у мене и чаши подають 14 царей да 40 королей,
да 300 боляр; а поварню мою ведають два царя да два короля опроче боляр
и слуг. Те же цари и короли быв, да прочь едуть, и иныя приежчають.
А еще у мене лежить апостол Фома.
Есть у мене земля, в ней же суть люди, очи у них в челех. Есть у мене
полата злата, в ней же есть зерцало праведное, стоит на 4-рех столпех
златых. Кто зрить в зерцало, той видить своя грехи, яже сътворил от
юности своея. Близ того и другое зерцало црляно. Аще мыслить зло на
своего господаря, ино в зерцале том зримо лице его бледо, аки не живо.
А кто мыслить добро, о осподаре своем, ино лице его в зерцале, зримое,
аки солнце. А во дворе моем церквеи 150, ины сътворены богом, а ины
руками человеческыми.
Сказание об Индийском царстве
Перевод Г.М.Прохорова
Я — Иоанн, царь и поп, над царями царь. Под моей властью 3300 царей.
Я поборник по православной вере Христовой. Царство же мое таково: в
одну сторону нужно идти 10 месяцев, а до другой дойти невозможно, потому
что там небо с землею встречается. И живут у меня в одной области немые
люди, а в другой — люди рогатые, а в иной земле — трехногие люди, а
другие люди — девяти сажен, это великаны, а иные люди с четырьмя руками,
а иные — с шестью. И есть у меня земля, где у людей половина тела песья,
а половина человечья. А у других моих людей очи и рот в груди. В иной
же моей земле у людей сверху большие рты, а другие мои люди имеют скотьи
ноги. Есть у меня люди — половина птицы, половина человека, а у других
людей головы собачьи. Родятся в моем царстве звери: слоны, дромадеры,
крокодилы и двугорбые верблюды. Крокодил — лютый зверь: если он, разгневавшись
на что-нибудь, помочится — на древо или на что-либо иное,— тотчас же
оно сгорает огнем. Есть в моей земле петухи, на которых люди ездят.
Есть у меня птица ног, она вьет себе гнездо на 15 дубах. Есть в моем
царстве птица феникс; в новолунье она свивает себе гнездо, приносит
с неба огонь, сама сжигает свое гнездо и сама здесь тоже сгорает. А
в этом пепле зарождается червь; потом он покрывается перьями и становится
единственной птицей, другого плода у этой птицы нет. А живет она 500
лет. Посреди же моего царства течет из рая река Эдем. В той же реке
добывают драгоценные камни: гиацинт, сапфир, памфир, изумруд, сардоникс
и яшму, твердую и как уголь сверкающую. Есть камень кармакаул; этот
камень, — господин всем драгоценным камням, ночью он светится, как огонь.
Есть у меня земля, а в ней трава, которую всякий зверь избегает. И нет
в моей стране ни вора, ни разбойника, ни завистливого человека, потому
что земля моя полна всякого богатства. И нет в моей земле ни ужа, ни
жабы, ни змеи, а если и появляются, сразу умирают. Есть у меня земля,
где родится перец; за ним все люди ходят. Помимо же всего прочего есть
у нас песчаное море. Оно никогда не стоит на одном месте: откуда подует
ветер, оттуда идет вал; и находят те валы на берег за 300 верст. Этого
моря не может перейти никакой человек — ни на корабле, ни иначе как.
А есть ли за тем морем люди или нет — никто не знает. Из этого моря
в нашу землю текут многие реки, в которых водится вкусная рыба. В стороне
от этого моря, в трех днях пути, находятся высокие горы, с которых течет
каменная река: большие и малые камни валятся сами по себе 3 дня. Идут
же те камни в нашу землю, в то море песчаное, и покрывают их валы этого
моря. Вблизи от той реки, на расстоянии одного дня пути, есть пустынные
высокие горы, вершины которых невозможно человеку увидеть. И с тех гор
течет под землею небольшая река. В определенное время земля расступается
над этой рекой, и если кто, увидев это, быстро — так, чтобы земля над
ним не сомкнулась,— прыгнет в ту реку, схватит что попало и сразу же
вынесет, то камень оказывается драгоценным камнем, а песок — крупным
жемчугом. Эта река течет в большую реку; люди той земли ходят на устье
реки и собирают драгоценные камни и отборный жемчуг. А детей своих они
кормят сырыми рыбами. В ту реку ныряют некоторые на три месяца, некоторые
на четыре, — ищут камни драгоценные. В одном дне пути за той рекой есть
высокие и мощные горы, на которые человеку нельзя смотреть. В этих горах
по многим местам пылает огонь, и в том огне живут черви, а без огня
они не могут жить, как рыбы без воды. И те черви точат из себя нити,
как шелк, а из тех нитей наши жены делают нам одежду. И когда. та одежда
загрязнится, водою ее не моют: бросают в огонь; и как только раскалится,
вновь становится чистой. Есть у меня в иной стране звезда именем Лувияарь.
А если идем на войну, когда хотим кого-нибудь покорить, предо мною
идут и несут 20 крестов и 20 стягов. А кресты те и стяги большие, сделаны
из золота с драгоценными камнями и с крупными жемчужинами, ночью же
светятся, как и днем. Кресты эти и стяги везут на 26 колесницах. А у
каждой колесницы служат по 100 тысяч конников и по 100 тысяч пешего
войска, не считая тех, кто за нами везет пищу. А когда идем к назначенному
месту на бой, другие люди несут предо мною один деревянный крест с изображением
распятия господня, — чтобы мы вспоминали господни страдания на кресте.
Рядом с крестом несут большое золотое блюдо, а на нем — одна земля:
на землю глядя, вспоминаем, что из земли мы созданы и в землю же уйдем.
А с другой стороны несут другое золотое блюдо с драгоценным камнем на
нем и отборным жемчугом: их вид возвеличивает наше государство. И идут
предо мною 3 проповедника, громко восклицая. Один возглашает: «Это —
царь царей, господин господ»; другой продолжает: «Силою крестною, божиею
благодатью и помощью». А третий восклицает умильным голосом, что из
земли мы сотворены и в землю же уйдем. Впрочем, довольно об этом говорить.
О войске же не говорю, так как уже сказал.
Двор у меня таков, что 5 дней надо идти вокруг него. А в нем много
палат золотых, серебряных и деревянных, изнутри украшенных, как небо
звездами, и покрытых золотом. В одной палате огонь не горит; если внесут,
сразу же погаснет. Есть у меня другая палата золотая на восьмидесяти
столбах из чистого золота; а каждый столб по три сажени в ширину и 80
саженей в высоту. В этой палате 50 столбов чистого золота, и на всех
столбах по драгоценному камню: камень сапфир цвета белого и камень топаз
как огонь горит. В той же палате есть два столба, на одном из которых
камень, называемый троп, а на другом камень, называемый кармакаул. Ночью
же светит тот драгоценный камень, как день, а днем — как золото. А оба
велики, как корчаги. В той палате у меня огонь не горит: если внесут,
то быстро погаснет. Только тот огонь горит, который от дерева негниющего.
Имя дереву тому шлема. Миро из этого дерева вливают в паникадила и зажигают;
тот огонь горит. И если тем миром помажется человек какого бы то ни
было возраста, старый или молодой, после того не старится и глаза его
не болят. Та же палата выше всех палат. Вверху тех палат устроены два
золотых яблока, а в них вковано по большому камню сапфиру — для того,
чтобы не оскудела наша храбрость. И четыре камня находятся на столбах
для того, чтобы чародейки не могли чар творить над нами. Есть у меня
другая золотая палата на золотых столбах, столь высокая, сколько можно
глазами обозреть; два больших камня кармакаула ночью светят у меня в
той палате.
А обедают со мной за столом каждый день 12 патриархов, 10 царей, 12
митрополитов, 45 протопопов, 300 попов. 100 дьяконов, 50 певцов, 900
клиросников, 365 игуменов, 300 князей. А в соборной моей церкви служат
365 игуменов, 50 попов и 30 дьяконов, и все обедают со мною. А стольничают
у меня и чаши подают 14 царей, 40 королей и 300 бояр. А поварней моей
ведают два царя и два короля, помимо бояр и слуг. Одни цари и короли,
побыв, прочь едут, а иные приезжают. А еще у меня лежат мощи апостола
Фомы.
Есть у меня земля, а в ней люди, у которых, очи во лбу. Есть у меня
палата золотая, а в ней — правдивое зеркало; оно стоит на 4-рех золотых
столбах. Кто смотрит в зеркало, тот видит свои грехи, какие сотворил
с юности своей. Вблизи того зеркала есть другое, стеклянное. Если мыслит
кто-нибудь зло на своего господина, то лицо его в том зеркале выглядит
бледным. как будто мертвым. А кто хорошо думает о господине своем, то
лицо его в зеркале сияет, как солнце. А во дворце моем 150 церквей;
одни сотворены богом, а другие человеческими руками.
Источник. Изборник (Сборник произведений литературы
Древней Руси). – М.: Худож. лит., 1969. – С.362-368, 746 (прим.) – Сер.
«Библиотека всемирной литературы». Подготовка текста «Скзания об Индийском
царстве» и прим. Г.М.Прохорова.
Комментарий. Греческое литературное произведение (XII в.) «Послание»
мифического индийского царя-христианина Иоанна византийскому императору
Мануилу попало на Русь в XIII или в XIV в. На русской почве, видоизменяясь
и переплетаясь с другими произведениями, оно зажило собственной жизнью.
В числе других произведений испытала влияние «Сказания» и былина о Дюке
Степановиче. Для читателей русского средневековья «Сказание об Индийском
царстве», очевидно, играло ту же роль, какую в современной нам литературе
играет научная фантастика. Отрывок первой русской редакции «Сказания»
сохранился в составе сербской «Александрии». Два самых ранних списка
«Сказания» (второй половины XV в.) дают уже вторую его редакцию. Эта
редакция и представлена здесь по одному из этих списков (ГИБ, Кирилло-Белозерское
собрание, № 11 — 1088, лл. 198—204); незначительные исправления неясных
по смыслу мест сделаны согласно другому списку (ГБЛ, Волоколамское собрание
Московской Духовной академии, № 309 (667), лл. 1—7). Во всех списках
«Сказания», за исключением положенного здесь в основу Кирилло-Белозерского,
текст речи царя Ивана обрамлен предисловием и заключением. Вот перевод
на современный язык предисловия и заключения по Волоколамскому списку:
«Царь греческой земли Мануил послал своего посла к индийскому царю Ивану,
и послал к нему много даров и повелел послу расспросить о величестве
его силы и о всех чудесах Индийской земли. Дойдя до Индийской земли
и отдав дары царю Ивану, посол попросил его начать говорить. Царь же
Иван принял дары с великою любовью, дал в ответ многие дары и сказал:
«Передайте царю своему Мануилу: если хочешь узнать мою силу и все чудеса
моей земли, продай всю свою греческую землю и приходи ко мне сам послужить
у меня; я сделаю тебя вторым или третьим слугой; а затем ты вернешься
в свою землю. Будь ты и в десять раз выше, не описать тебе на харатье
со всеми книжниками твоими царства моего даже до исхода души твоей.
А цены твоего царства не хватит тебе на харатью, потому что невозможно
тебе описать моего царства и всех чудес моих». Заключение: «И отпустил
посла греческого с великою честью и со многими дарами к царю Мануилу.
И после этого других послов не было в Индийской земле. Богу нашему слава.
Аминь».
|