Письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому
Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшаго к некоему другу
своему Кириллу:
Юже некогда видел еси церковь Софийскую цареградскую [1], написану в моей книзе во Евангелии, еже гречески
речется Тетроевангелие [2], нашим руским языком зовется Четвероблаговестие.
Прилучи же ся таковому граду списати в нашей книзе сицевым образом.
Поне же егда живях на Москве, иде же бяше тамо муж он живый, преславный
мудрок, зело философ хитр, Феофан, гречин, книги изограф
[3] нарочитый и живописець изящный во иконописцех, иже многи различные
множае четверодесято-численных церквей каменных своею подписал рукою,
яже по градом, елико в Константине граде и в Халкидоне [4], и в Гала-фе [5],
и в Кафе [6], и в Велицем Новегороде, и
в Нижнем. Но на Москве три церкви [7] подписаны: Благовещения святыя богородицы, Михаиле святый,
одну же на Москве [8]. В Михаиле святом
на стене написа град [9], во градце шаровидно
подробну написавый; у князя Владимира Андреевича
[10] в камене стене саму Москву такоже написавый; терем у князя
великого незнаемою подписью и страннолепно подписаны; и в каменной церкви
во святом Благовещении корень Иессеев [11] и Апоколипьсий [12] также исписавый. Сия же вся егда назнаменующу
ему или пишущу, никогда же нигде ж на образцы видяще его когда взирающа,
яко же нецыи наши творят иконописцы, иже недоумения наполнишася присно
приницающе, очима мещуще семо и овамо, не толма образующе шарми, елико
нудяхуся на образ часто взирающе; но мняшеся яко иному пишущу рукама
убо изобразуя писаше, ногама же бес покоя стояше, языком же беседуя
с приходящими глаголаше, а умом дальная и разумная обгадываше; чювственныма
бо очима разумныма разумную видяше доброту си. Упредивленный муж и пресловущий
великую к моей худости любовь имеяше; тако и аз уничиженный к нему и
неразсудный дерзновение множае стяжах, учащах на беседу к нему, любях
бо присно с ним беседовати.
Аще бо кто или вмале или на мнозе сотворит с ним беседу, то не мощно
еже не почудитися разуму и притчам его и хитростному строению. Аз видя
себе от него любима и неоскорбляема и примесих к дерзости безстудство
и понудих его рекий: «Прошу у твоего мудролюбия, да ми шарми накартаеши
изображение великия оноя церкви святыя Софии, иже во Цареграде, юже
великий Иустиниан царь [13] воздвиже,
ротуяся и уподобився премудрому Соломону; ея же качество и величество
нецыи поведаша яко Московский Кремль внутреградия и округ коло ея и
основание и еже обходиши округ ея; в ню же аще кто странен внидет и
ходити хотя без проводника, без заблужения не мощи ему вон излести,
аще и зело мудр быть мнится, множества ради столпотворения и околостолпия,
сходов и восходов, проводов и проходов, и различных полат, и церквей,
и лествиц, и хранильниц, и гробниц, и многоименитых предград и предел,
и окон, и путей, и дверей, влазов же и излазов и столпов каменных вкупе.
Написа ми нарицаемаго Иустиниана, на коне седяща и в руце своей десницы
медяно держаща яблоко [14], ему же рекоша величество и мера, полтретя ведра
воды вливаются, и сия вся предиреченная на листе книжном напиши ми,
да в главизне книжной положу и в начало поставлю и донели же поминая
твое рукописание и на таковый храм взирая, аки во Цареграде стояще мним».
Он же мудр мудре и отвеща ми: «Не мощно есть, рече, того ни тебе улучити,
ни мне написати; но обаче докуки твоея ради мало нечто аки от части
вписую ти, и то же не яко от части, но яко от сотыя части, аки от многа
мало, да от сего маловиднаго изображеннаго пишемаго нами и прочая большая
имаши навыцати и разумети». То рек, дерзостно взем кисть и лист, и написа
наскоре храмовидное изображение [15]
по образу сущия церкви во Цареграде, и вдаде ми.
От того листа нужда бысть и прочиим иконописцем московским, яко мнози
бяху у когождо преписующе себе, друг пред другом ретующе и от друга
приемлюще. Последи же всех изволися и мне, аки изографу написати четверообразне;
поставихом таковый храм в моей книзе в четырех местех: 1) в начале книги
в Матфееве евангелии, иде же столп Иустиниана иде же Матфея евангелиста
образ бе; 2) же храм в начале Марка евангелиста; 3) же пред началом
Луки евангелиста; 4) же внегда начатися Иоаннову благовестию; 4 храмы,
4 евангелиста написашася, иже некогда видел есть, внегда бежах от лица
Едегеева на Тверь, устрашихся, паче же всех, у тебе преупокоих претружение
мое, и тебе возвестих печаль мою, и тебе явствовах все книжие мое, елицы
от разсеяния и от расточения осташася у мене. Ты же тогда таковый храм
написанный видел, и за 6 лет воспомянул ми в минувшую зиму сию своим
благоутробием. О сих до зде. Аминь.
Письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому
Перевод О.А.Белобровой
Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшего к некоему другу
своему Кириллу:
Ты видел некогда церковь Софийскую Цареградскую, представленную в
моей книге — Евангелии, именуемом по-гречески Тетроевангелием, на нашем
же русском языке — Четвероблаговестием. Вот каким образом случилось,
что город этот был написан в нашей книге. Когда я был в Москве, жил
там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф
опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною
рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах:
в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом
Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения
святой богородицы, святого Михаила и еще одна. В церкви святого Михаила
он изобразил на стене город, написав его подробно и красочно; у князя
Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву;
терем у великого князя расписан им неведомою и необычайною росписью,
а в каменной церкви святого Благовещения он также написал «Корень Иесеев»
и «Апокалипсис». Когда он все это рисовал или писал, никто не видел,
чтобы он когда-либо смотрел на образцы, как делают это некоторые наши
иконописцы, которые от непонятливости постоянно в них всматриваются,
переводя взгляд оттуда — сюда, и не столько пишут красками, сколько
смотрят на образцы. Он же, кажется, руками пишет изображение, а сам
на ногах, в беспрестанной ходьбе, беседует с приходящими, а умом обдумывает
высокое и мудрое, острыми же очами разумными разумную видит доброту.
Сей дивный и знаменитый муж питал любовь к моему ничтожеству; и я, ничтожный
и неразумный, возымев большую смелость, часто ходил на беседу к нему,
ибо любил с ним говорить.
Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму,
его притчам и его искусному изложению. Когда я увидел, что он меня любит
и что он мною не пренебрегает, то я к дерзости присоединил бесстыдство
и попросил его: «Прошу у твоего мудролюбия, чтобы ты красками написал
мне изображение великой этой церкви, святой Софии в Цареграде, которую
воздвиг великий царь Юстиниан, в своем старании уподобившись премудрому
Соломону. Некоторые говорили, что достоинство и величина ее подобны
Московскому Кремлю, — таковы ее окружность и основание, когда обходишь
вокруг. Если странник войдет в нее и пожелает ходить без проводника,
то ему не выйти, не заблудившись, сколь бы мудрым ни казался он, из-за
множества столпов и околостолпий, спусков и подъемов, переводов и переходов,
и различных палат и церквей, лестниц и хранильниц, гробниц, многоразличных
преград и приделов, окон, проходов и дверей, входов и выходов, и столпов
каменных. Упомянутого Юстиниана напиши мне сидящего на коне и держащего
в правой своей руке медное яблоко, которое, как говорят, такой величины
и размера, что в него можно влить два с половиной ведра воды. И это
все вышесказанное изобрази на книжном листе, чтобы я положил это в начале
книги и, вспоминая твое творение и на такой храм взирая, мнил бы себя
в Цареграде стоящим».
Он же, мудрец, мудро ответил, мне. «Невозможно, —молвил он, — ни тебе
того получить, ни мне написать, но, впрочем, по твоему настоянию, я
малую часть от части ее напишу тебе, и это не часть, а сотая доля, от
множества малость, но и по этому малому изображению, нами написанному,
остальное ты представишь и уразумеешь». Сказав это, он смело взял кисть
и лист и быстро написал изображение храма, наподобие церкви находящейся
в Цареграде, и дал его мне.
От того листа была великая польза и прочим московским иконописцам,
ибо многие перерисовали его себе, соревнуясь друг с другом и перенимая
друг у друга. После всех решился и я, как изограф, написать его в четырех
видах, и поместил этот храм в своей книге в четырех местах: 1) в начале
книги в Евангелии от Матфея, — где столп Юстиниана и образ евангелиста
Матфея; 2) храм в начале Евангелия от Марка; 3) перед началом Евангелия
от Луки и 4) перед началом Евангелия от Иоанна; четыре храма и четырех
евангелистов написал. Их-то ты и видел, когда я, устрашась, бежал от
Едигея в Тверь и у тебя нашел покой и тебе поведал мою печаль и показал
все книги, которые остались у меня от бегства и разорения. Тогда ты
и видел изображение храма этого и через шесть лет в прошлую зиму напомнил
мне о нем по своей доброте. Об этом довольно. Аминь.
Источник. Изборник (Сборник произведений литературы
Древней Руси). – М.: Худож. лит., 1969. – С.398-403, 750-751 (прим.)
– Сер. «Библиотека всемирной литературы». Подготовка текста «Письма…»
и прим. О.А.Белобровой.
Комментарий. Это редкий литературный памятник начала XV в. (после
1413 г.), раскрывающий взгляды современников на изобразительное искусство.
Автор письма — Епифаний Премудрый — выдающийся писатель конца XIV — начала
XV в., возможно, владевший и искусством живописца. Его адресат — Кирилл
Тверской, — видимо, предоставлял Епифанию Премудрому убежище во время
набега хана Едигея на Москву и Троице-Сергиев монастырь (1408 г.). В письме
содержатся ценные сведения о творческой биографии и художественной манере
византийского живописца Феофана Грека, работавшего на Руси в XIV— начале
XV в. и бывшего старшим современником знаменитого русского художника Андрея
Рублева. Письмо печатается по единственному известному списку второй половины
XVII в. (ГПБ, Соловецкое собрание, № 1474 — 15, лл, 130-132).
[1] ...церковь Софийскую цареградскую... — Собор святой
Софии (теперь — Айя-София) в Константинополе — выдающийся памятник византийской
архитектуры VI в.
[2] ...Тетроевангелие (Четвероевангелие)... — включает евангелия
четырех авторов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
[3] ...изограф... — художник, живописец.
[4] ...в Халкидоне... — Халкидон — средневековый город на
берегу Мраморного моря.
[5] …в Галафе… — Галата — часть Константинополя.
[6] …в Кафе... — См. прим. на стр. 750.
[7] ...церкви... Благовещения святыя богородицы... — Благовещенский
собор в московском Кремле (построен в 1390-е гг., расписан фресками,
не сохранившимися до наших дней, Феофаном Греком, Прохором с Городца
и Андреем Рублевым в 1405 г.; перестроен в конце XV в.). В иконостасе
собора сохранились подлинные произведения Феофана Грека и Андрея Рублева.
[8] ...одну же на Москве. — Обычно под этой церковью подразумевают
церковь Рождества богородицы с приделом Лазаря в московском Кремле (построена
и расписана в 1390 гг. Феофаном Греком, Семеном Черным и другими мастерами).
Фрески XIV в. не сохранились.
[9] В Михаиле святом на стене написа град... — Собор архангела
Михаила, или Архангельский собор в московском Кремле (построен в 1333
г., расписан Феофаном Греком и его учениками в 1399 г.; фрески не сохранились,
так как собор был перестроен в начале XVI в.).
[10] ...у князя Владимира Андреевича... — двоюродный брат
Дмитрия Донского.
[11] ...корень Иессеев... — мифическая родословная Иисуса
Христа, которую возводили к отцу библейского царя Давида — Иессею.
[12] ...Апоколипьсий... — «Апокалипсис» («Откровение Иоанна»)
— книга о судьбах христианского мира, включаемая в Новый завет. Сюжет
«Апокалипсиса» на Руси начали иллюстрировать не позднее XV в.
[13] ...великий Иустиниан царь... — Юстиниан I, византийский
император (527—565 гг.), основатель и заказчик постройки Софийского
собора в Константинополе.
[14] ...нарицаемаго Иустипиана,на коне седяща и в руце своей
десницы медяно держаща яблоко... — Статуя византийского императора
Юстиниана I была создана и установлена на константинопольском Ипподроме
при жизни императора. Там она простояла до XVI в.
[15] ...написа наскоре храмовидное изображение... — Рисунок
Феофана Грека с изображением Софии Константинопольской не сохранился.
Возможно, в ряде русских рукописей XV-XVI вв. встречаются подражания
этому рисунку. Однако это мнение оспаривается.
|