Бысть неки бражник, и зело много вина пил во вся дни живота своего,
а всяким ковшом господа бога прославлял, и чясто в нощи богу молился.
И повеле господь взять бражников душу, и постави ю у врат святаго рая
божия, а сам ангел и прочь пошел.
Бражник же начя у врат рая толкатися, и приде ко вратам верховный
апостол Петр, и вопроси: «Кто есть толкущися у врат рая?» Он же рече:
«Аз есмь грешны человек бражник, хоп с вами в раю пребыти». Петр рече:
«Бражником зде не входимо!» И рече бражник: «Кто ты еси тамо? Глас твой
слышу, а имени твоего не ведаю». Он же рече: «Аз есть Петр апостол»
Слышав сия бражник, рече: «А ты помниши ли, Петре, егда Христа взяли
на распятие, и ты тогда трижды отрекся еси от Христа? О чем ты в раю
живеши?» Петр же отъиде прочь посрамлен.
Бражник же начя еще у врат рая толкатися. И приде ко вратом Павел
апостол, и рече: «Кто есть у врат рая толкаетца?» — «Аз есть бражник,
хощу с вами в раю пребывати». Отвеща Павел: «Бражником зде не входимо!»
Бражник рече: «Кто еси ты, господине? Глас твой слышу, а имени твоего
не вем».—«Аз есть Павел апостол». Бражник рече: «Ты еси Павел! Помниш
ли, егда ты первомученика Стефана камением побил? Аз, бражник, никово
не убил!» И Павел апостол отъиде прочь.
Бражник же еще начя у врат толкатися. И приде ко вратом рая царь Давыд:
«Кто есть у врат толкаетца?» — «Аз есть бражник, хощу с вами в раю пребыти».
Давыд рече: «Бражником зде не входимо!» И рече бражник: «Господине,
глас твой слышу, а в очи тебя не вижу, имени твоего не вем». — «Аз есть
царь Давыд». И рече бражник: «Помниши ли ты, царь Давыд, егда слугу
своего Урию послал на службу [1] и веле ево убити, а жену ево взял к себе на постелю? И ты в
раю живеши, а меня в рай не пущаеши!» И царь Давыд отъиде проч посрамлен.
Бражник начя у врат рая толкатися. И приде ко вратом царь Соломон:
«Кто есть толкаетца у врат рая?» — «Аз есть бражник, хощу с вами в раю
быти». Рече царь: «Бражником зде не входимо!» Бражник рече: «Кто еси
ты? Глас твой слышу, а имени твоего не вем». — «Аз есмь царь Соломон».
Отвещав бражник: «Ты еси Соломон! Егда ты был во аде, и тебя хотел господь
бог оставити во аде, и ты возопил: господи боже мой, да вознесетца рука
твоя, не забуди убогих своих до конца! А се еще жены послушал, идолом
поклонился, оставя бога жива, и четыредесять лет работал еси им! [2] А я, бражник, никому не поклонился, кроме господа
бога своего. О чем ты в рай вшел?» И царь Соломон отъиде проч посрамлен.
Бражник же начя у врат рая толкатися. И приде ко вратом святитель
Никола: «Кто есть толкущися у врат рая?» — «Аз есть бражник, хощу с
вами в раю во царствие внити». Рече Никола: «Бражником зде не входимо
в рай! Им есть мука вечная и тартар неисповедим!» Бражник рече: «Зане
глас твой слышу, а имени твоего не знаю, кто еси ты?» Рече Никола: «Аз
есть Николай». Слышав сия бражник, рече: «Ты еси Николай! И помниш ли:
егда святи отцы были на вселенском соборе и обличили еретиков, и ты
тогда дерзнул рукою на Ария безумнаго
[3] ? Святителем не подобает рукою дерзку быти. В законе пишет:
не уби, а ты убил рукою Ария треклятаго!» Николай, сия слышав, отъиде
прочь.
Бражник же еще начя у врат рая толкатися. И приде ко вратом Иоанн
Богослов, друг Христов, и рече: «Кто у врат рая толкаетца?» — «Аз есть
бражник, хощу с вами в раю быти». Отвещав Иоанн Богослов: «Бражником
есть не наследимо царство небесное, но уготованна им мука вечная, что
бражником отнюдь не входимо в рай!» Рече ему бражник: «Кто есть тамо?
Зане глас твой слышу, а имени твоего не знаю». — «Аз есть Иоанн Богослов».
Рече бражник: «А вы с Лукою написали во Евангели: друг друга любяй.
А бог всех любит, а вы пришельца ненавидите, а вы меня ненавидите. Иоанне
Богослове! Либо руки своея отпишись, либо слова отопрись!» Иоанн Богослов
рече: «Ты еси наш человек, бражник! Вниди к нам в рай». И отверзе ему
врата.
Бражник же вниде в рай и сел в лутчем месте. Святи отцы почяли глаголати:
«Почто ты, бражник, вниде в рай и еще сел в лутчем месте? Мы к сему
месту не мало приступити смели». Отвеща им бражник: «Святи отцы! Не
умеете вы говорить з бражником, не токмо что с трезвым!»
И рекоша вси святии отцы: «Буди благословен ты, бражник, тем местом
во веки веков». Аминь.
Источник. Изборник (Сборник произведений литературы Древней
Руси). – М.: Худож. лит., 1969. – С.594-596, 779-780 (прим.) – Сер.
«Библиотека всемирной литературы». Подготовка текста повести «Суд Шемякин»
и прим. А.М.Панченко.
Комментарий. В повести использован популярный сюжет о мельнике
или крестьянине, которые спорят со святыми у ворот царства небесного.
По построению — это типичная новелла, состоящая из ряда анекдотов, объединенных
общим персонажем — бражником, «толкущимся» у врат рая. Анекдотически
неожиданна и концовка, в которой герой еще раз посрамляет недалеких
обитателей рая, «не умеющих говорить с бражником, не токмо что с трезвым».
Тема пьянства широко представлена в древнерусских обличениях, прозаических
и стихотворных. «Пьяницы не наследят царства небесного» — лейтмотив
этих обличений. Повесть о бражнике в сатирической форме опровергает
этот тезис, считая бражника менее греховным, чем апостолы, ветхозаветные
Давид и Соломон и даже святой Николай, культ которого в древней Руси
был настолько распространен, что приезжие иноземцы иногда называли
его «русским богом».
Текст печатается по списку первой четверти XVIII в.— ГПБ, Q, XVIII.
57, лл. 158-162 (собр. Буслаева, № 97).
[1] ...егда слугу своего Урию послал на
службу...— В Библии (Вторая книга Царств) рассказывается, как Давид,
прельстившись красотой Вирсавии, послал ее мужа Урию на войну. Урия
был убит, а Вирсавию Давид взял себе в жены.
[2] ...идолом поклонился... и четыредесять лет
работал еси им! — В Библии рассказывается о четырнадцатилетнем язычестве
Соломона.
[3] ...дерзнул рукою на Ария... — На Никейском
вселенском соболе Николай Мирликийский ударил по лицу ересиарха Ария.
|