Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе
СЛОВО 2-Е О ТОМ ЖЕ О ВЕЛИКОМ СВЯТИТЕЛИ ИОАННЕ АРХИЕПИСКОПЕ ВЕЛИКОГО
НОВАГРАДА, КАКО БЫЛ В ЕДИНОЙ НОЩИ ИЗ НОВАГРАДА ВО ИЕРОСАЛИМ ГРАД И ПАКЫ
ВОЗВРАТИСЯ В ВЕЛИКИЙ НОВЪГРАД ТОЕ ЖЕ НОЩИ
Понеже несть се достойно молчанию предати, еже бог сотвори святителем
своим Иоанномь. Многажды же бывает со искушением над святыми попущением
божиим, да болма прославятся и просветятся, яко злато искушено. Прославляюща
мя, рече, прославлю. Дивен бо есть бог во святых своих. Бог прославляа
святыя своя. И паки рече Христос: «Се дах вам власть над духы нечистыми».
В един убо от дний святому по обычаю своему в ложницы своей молитвы
нощныя совершающу. Имеяше же святый сосуд с водою стоящь, из него же
умывашеся. И слыша в сосуде оном некотораго поропщюща в воде, и прииде
скоро святый и уразуме бесовьское мечтание. И сотворь молитву, и огради
сосуд крестом и запрети бесу. Хотяще бо пострашити святаго, но приразився
твердому адаманту, твердаго же адаманта не поколеба и сам вселукавый
сотреся.
И не на долгий час не могий терпети бес, нача вопити: «О люте нужди
сея! Се бо огнем палим есмь: не могу терпети; скоро испусти мя, святче
божий!» Святый же рече: «Кто еси ты и како семо прииде?» Диавол же рече:
«Аз есмь бес лукавый, и приидох смутити тя. Мнях бо яко человек устрашишися,
и от молитвы упразднишися, ты же мя зле заключив в сосуде сем. Се бо
яко огнем палим зило, горе мне окаянному! како прелстихся, како внидох
семо, недоумевся! Ныне же пусти мя, рабе божий, и отселе не имамь приити
семо!» И надолзе вопиющу неприазненому, святый же рече: «Се за дерзость
твою повелеваю ти: сее нощи донеси мя из Великого Новаграда в Иеросалим
град, и постави мя у церкви, иде же гроб господень, и из Еросалима града
сее же нощи в келий моей, в ню же деръзнул оси внити. И аз тя испущу».
Бес же всяческы обещася сотворити волю святаго, токмо, рече: «Испусти
мя, рабе божий, се бо люте стражду».
Святый же запретив бесу, испусти и, рек: «Да будеши яко конь уготовлен,
предстояй пред кельею моею, да имам на тя въсести, и совершити желание
свое». Бес же изыде яко тма из сосуда, и ста яко конь пред кельеею святаго,
яко же требе святому. Святый же, изыде ис келья, и въоружи себе крестом,
и вседе на нь, и обретеся тоя нощи во Иеросалиме граде близ церкви святаго
Въскресениа, иде же гроб господень и часть животворящаго древа. Бесу
же запрети, да не отидеть от места того. Бес же стоя, никако же могий
двигнутися с места, дондеже святый прииде к церкви святаго Воскресениа.
И ста пред дверми церковными, и преклонив колени, помолися, и отверзошася
двери церковныа сами о себе, и свещи и паникадила в церкви и у гроба
господня възъжгошася. Святый же благодарствене моля бога, и пролиа слезы,
и поклонися гробу господню и облобыза и, тако же и животворящему древу,
и всем святым образом и местомь, иже суть в церкви. Изыде из церкви,
совершив желание свое, и паки двери церковныа о собе затворишася. И
обрете святый беса стояща на том месте, идеже повеле ему, яко коня уготовлена.
И вседе на нь святый, и обретеся тое же нощи в Великом Новеграде в келии
своей.
И отходя бес ис келии святаго, и рече: «Иоанне! ты мя потруди во единой
нощи донести себе из Великого Новаграда во Иеросалим град, и тое же
нощи из Еросалима града в Великий Новъград. Се бо запрещением твоим,
яко узами неразрешенно держимь бых и бедне сего претерпех. Ты же да
не повеси никому же збывшаяся о мне. Аще ли исповеси, аз же имам на
тя искушение навести. Имаши бо яко блудник осужен быти, и много поруган
быти, и на плот посажден на реце рекомом Волхове». Сиа же блядущу лукавому,
святый же съ твори крестное знамение, и изчезе бес.
Некогда же святому, яко же имеяше обычай, упражняющуся в духовней
беседе с честными игумены и со искуснейшими иереи и з богобоязнивыми
мужи, и учение свое простирающу, и святых житиа сказующу, еже на ползю
людем. Людей же послушающим в сладость святаго учения: не ленив бо бяше
еже учити люди. Тогда же глагола, яко о ином некотором сказуа, еже збысться
на нем. «Аз, рече, вем такова человека бывша во единой нощи из Великого
Новаграда во Иеросалиме граде, и поклонився гробу господню, и пакы возвратившася
тое же нощи в Великий Новъград». Игуменом же, иереом и всем людем удивльшимся
о сем.
И от того времене попущением божиимь нача бес искушение наводити на
святаго. Народи убо града того многажды видяху яко жену блудницю текущу
ис келии святаго: бес бо преображашеся в жену. Народи же не ведяху,
яко бес есть мечтуа, но весьма мняху жену блудницю и соблажняхуся о
сем. Иногда же и началници града того, приходяще в келию святаго, благословениа
ради, видять мониста девичьа лежаща, и сандалиа женьская, и рубища,
и о семь оскорбляхуся, недоумеюще что рещи. Вся же си бес мечтуа показовааше
им, да востануть на святаго, и возглаголють неправедная, и изженуть.
Народи же они с началникы своими советовавше, рекоша к себе: «Неправедно
есть таковому святителю быти на апостольском престоле, блуднику сущу:
идемь и изъженемь и!» О таковых бо людех Давид рече
[1] : «Немы Да будуть устны льстивыа, глаголющая на праведнаго безаконие
гордынею и уничиждением, понеже они мечтанию бесовъскому веры имше,
имуще же яко и жидовъскую сонъмицю». На предлежащее же возвратимся.
И пришедше народи к келий святаго, бес же потече народом зрящим во
образи отроковицы, яко ис келий святаго. Народи же восклицаша да изымають
еа. И не можаху, гнавше доволно. Святый же слышав молву народа у келий
своей и изыде к ним и рече: «Что есть, чада?» Они же изглаголаша ему
вся, яже видеша, святого же глаголом не внимаху, и осудиша его яко блудника.
И имше его нудма, поругашася ему и, недоумеваху что быша сотворили ему,
и умыслиша тако: «Посадим его на плот на реку на Волхов, и да выпловеть
из града нашего вниз по реци». И выведоша святаго и целомудренаго великаго
святителя божиа Иоанна на Великий мост [2] , еже есть на рецы на Волхове и, низвесивше святаго, на плот
посадиша. И збысться лукаваго диавола мечьтание. Диавол же нача сему
радоватися, но божиа благодать преможе, и святаго вера к богу и молитвы.
И егда посажен бысть святитель божий Иоанн на плот, на реце на Волхове,
и поплове плот вверх реки, никим же пореваем, на нем же святый седяше,
противу великие быстрины, еже есть у Великого мосту, к святаго Георгиа
монастырю [3] . Святый же моляшеся о них,
глаголя: «Господи! не постави им греха сего: не ведят бо, что творять!»
Диавол же видев, посрамися и возрыда.
Народи же, видевше таково чюдо, растерзаху ризы своа и возвращахуся,
рекуще: «Согрешихом, неправедное содеяхом — овци сыи пастыря осудихом.
Се бо видим яко от бесовскаго мечтаниа сие сотворися нам!» И шедше скоро
в великую Премудрость божию [4] , и повелеша священному собору, иереом и диаконом, со кресты
пойти вверх по брегу реки Волхова ко святаго Георгиа монастырю, и молити
святаго, дабы возвратился на престол свой. Священный же собор со тщанием
взята честный крест и икону снятии богородици, яко же лепо бе, и поидоша
по брегу реки Волъхова, вослед святаго, моляще его, дабы ся возвратился
на престол свой. Тако же и народи они, иже прежде ков на святаго воздвигше,
текуще по брегу реки Волхова к святаго Георгиа монастырю, умильне глас
испущающе, глаголаху: «Возвратися, честный отче, великий святителю Иоанне,
на престол свой, и не остави чад своих сирых, и не помяни, еже согрешихом
к тебе!» И предвариша святаго и носящих иереов честныа кресты близ святого
Георгиа монастыря яко пол-поприща, и сташа, преклоняюще главы своа до
земля, моляще святаго и слезы проливающе, тако же глаголюще, яко же
рехом: «Возвратися, честный отче, пастырю нать, на престол свой; грех
бо нашь пред нами есть всегда; пред тобою согрешихом, и диавола лукаваго
мечтанием прелстихомся. Тако сотворити дерзнухом, яко убо безответно
прощениа просим, но обаче и благословения твоего сподоби нас!» И ина
многа глаголаху, моляще святаго. Не скоро бо пловяше святый на плоте
оном противу великиа быстрины, но яко некоторою божественною силою носим
благоговейно и честно, не бо предваряше носящих честныа кресты по брегу,
но равно пловяше с носящими иереи и диаконы честныа кресты. И егда священный
собор с честными кресты приидоша к месту, иде же народи они стояще бяху,
и начаша вкупе болма молити святаго, дабы возвратился на престол свой.
Святый же послуша молениа их, яко по воздуху носим, ко брегу приплове
и, востав с плота, сниде на брег. Народи же, видевше, радовахуся, яко
умолиша святаго возвратитися, и плакахуся, еже согрешиша к святому,
прощениа просяще.
Беззлобивая же она душа прощениа сподобляет их. Мнози же от них на
нозе падающе, слезами обливаху нози его; друзии же ризами знаменовахуся
святаго. И, спроста рещи, друг друга утесняху, хотяху поне видети святаго.
Святый же благо-словяше их. И тако поиде с кресты чудоносивый архиерей
божий Иоанн в святаго Георгия монастырь, и со священным собором молебная
съвершающе пениа. И множество народа воследующим и глаголющим: «Господи,
помилуй!»
Архимандриту же и иноком монастыря того не ведущимь, яко архиерей
божий Иоанн грядеть в монастырь. В то же время во святаго Георгиа монастыри
бе некий человек яко урод ся творя, прозорлива же дара имеа от бога
благодать. Сей скоро притече к архимандриту монастыря того, толкни в
двери келиа его, и глаголя: «Изыди противу великаго святителя божиа
Иоанна, архиепископа Великого Новаграда, сей грядеть к нам в монастырь».
Архимандрит же усумнеся, и посла видети. Послании же шедше увидеша от
народа ту сущаго вся бывшая яже о святемь, и скоро возвратившеся возвестивше
архимандриту. Архимандрит же повеле в тяжкая звонити. И сшедшимся иноком
великиа тоя лавры и вземше честныя кресты и изидоша из монастыря противу
святителя божиа Иоанна. Святый же видев, когождо благословяше их, и
прииде в монастырь, и вшед в церковь святаго великомученника Христова
Георгиа, со архимандритом монастыря того, и со всем священным собором,
и со иноческым чином, и со множеством народа. И молебнаа совершив, и
тако с великою честию возвращается на престол свой в Великый Новъград.
Сиа же сам о собе исповеда священному собору и прочим людемь: како
хотяше его бес пострашити, и како был в Иеросалиме граде во единой нощи
из Великого Новаграда, и вся, яже сбысться ему, по ряду сказа, яко же
преди речеся. И учаше их святый, глаголя: «Чада! со испытанием всяко
дело творите, да не прелщени будете диаволом. Да некогда з добродетелию
злобу приплетену обрящете, и суду божию повинни будете: страшно бо есть
впасти в руце бога живаго!» И о сем мало да промолчим.
Князь же и началници града того, советовавше со множеством народа,
поставиша крест камен на том месте на брегу, иде же приплове святый,
иже и до ныне стоить во свидетельство преславному чюдеси сему святаго,
и в наказание соньмицы Великого Новаграда, да пакы тако не дерзають
скоро без испытанна святителя осужати и изженути. О святых бо своих
Христос рече: «Блажении изгнани правды ради, яко техь есть царство небесное!
А иже святыя изганяють бес правды, кый ответ имуть?»
Повесть о путешествии Иоанна Новгородского
на бесе
Перевод Л.А.Дмитриева
СЛОВО ВТОРОЕ О ТОМ ЖЕ О ВЕЛИКОМ СВЯТИТЕЛЕ ИОАННЕ, АРХИЕПИСКОПЕ ВЕЛИКОГО
НОВГОРОДА, КАК ОН ЗА ОДНУ НОЧЬ ПОПАЛ ИЗ НОВГОРОДА ВО ИЕРУСАЛИМ-ГРАД
И СНОВА ВОЗВРАТИЛСЯ ТОЙ ЖЕ НОЧЬЮ В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
Нельзя забвению предать то, что случилось однажды по божьему изволению
со святителем Иоанном. Нередко попущением божьим выпадает испытание
и святым, да еще больше прославятся и просияют, как золото отполированное.
Прославляющего меня, говорит господь, и я прославлю. Дивен бог святыми
своими; сам господь святых своих прославляет. И еще сказал Христос:
«Дал я вам власть над духами нечистыми».
Однажды святой по своему обычаю творил ночные молитвы в ложнице своей.
Здесь у святого и сосуд с водой стоял, из которого он умывался. И вот,
услыхав, что кто-то в сосуде этом в воде плещется, быстро подошел святой
и догадался, что это бесовское наваждение. И, сотворя молитву, осенил
сосуд тот крестным знамением, заключив беса. Хотел бес постращать святого,
но налетел на несокрушимую твердыню и твердыни этой поколебать не смог,
а сам лукавый был сокрушен.
И не в силах терпеть долго, начал бес вопить: «О, горе мне лютое!
Как в огне горю, не могу терпеть, выпусти меня поскорее, праведник божий!»
Святой же вопросил: «Кто ты таков и как попал сюда?» Дьявол ответил:
«Я бес лукавый, пришел, чтобы смутить тебя. Надеялся я, что ты, как
обычный человек, испугаешься и молиться перестанешь. Ты же меня, на
мое горе, заключил в сосуде этом. И вот как огнем палим я нестерпимо
— горе мне, окаянному! Зачем польстился, пришел сюда, не понимаю! Отпусти
меня, раб божий, а я больше никогда к тебе не приду!» И сказал святой
беспрерывно вопившему дьяволу: «За дерзость твою повелеваю тебе: сей
же ночью отвези меня на себе из Великого Новгорода в Иерусалим-град,
к церкви, где гроб господень, и в сию же ночь из Иерусалима — назад,
в келию мою, в которую ты дерзнул войти. Тогда я освобожу тебя». Бес
клятвенно обещал исполнить волю святого, только умолял: «Выпусти меня,
раб божий, страдаю люто!»
Тогда святой, закляв беса, выпустил его и сказал: «Превратись в коня
оседланного и встань перед кельею моею, а я сяду на тебя, и ты исполнишь
волю мою». Бес черным дымом вышел из сосуда и встал конем перед кельею
Иоанна, как приказал ему святой. Иоанн же, выйдя из кельи, перекрестился
и сел на него, и очутился той же ночью в Иерусалиме-граде, около церкви
святого Воскресения, где гроб господень и часть от животворящего креста
господня. Беса же заклял, чтобы не мог с места того сойти. И бес стоял,
не смея сдвинуться с места, покуда Иоанн ходил в церковь святого Воскресения.
Подошел Иоанн к дверям церковным и, преклонив колени, помолился, и сами
собой открылись двери церковные, и зажглись свечи и паникадила в церкви
и у гроба господня. Святой возблагодарил в молитве бога, прослезился
и поклонился гробу господню и облобызал его, поклонился он также и животворящему
кресту и всем святым иконам и местам церковным. Когда вышел он из церкви,
осуществив мечту свою, то двери церковные снова сами собой затворились.
И нашел святой беса, стоящего конем оседланным, на том месте, где повелел.
Сел на него Иоанн и той же ночью оказался в Великом Новгороде, в келье
своей.
Когда уходил бес из кельи святого, то сказал: «Иоанн! Замучил ты меня:
в одну ночь заставил донести себя из Великого Новгорода в Иерусалим-град
и в ту же ночь из Иерусалима-града в Великий Новгород. Это ведь заклятием
твоим, как цепями, был я крепко связан и все, бедный, перенес. Смотри
же не рассказывай никому о случившемся со мной. Если же расскажешь,
то я тебя оклевещу. Будешь тогда как блудник осужден, и поруган, и на
плот тебя посадят и пустят по реке Волхову». Так пустословил лукавый.
Святой перекрестил его, и исчез бес.
Однажды Иоанн, как это было в его обычае, вел душеспасительную беседу
с честными игуменами, и с многоразумными иереями, и с богобоязненными
мужами, поучая и рассказывая о жизни святых, для пользы душевной людям.
Они же в сладость слушали поучения святого: не ленился он учить людей.
И поведал он тогда, как-будто о ком-то другом рассказывая; что с ним
самим случилось. «Я, говорил, знаю человека, который за одну ночь успел
попасть из Новгорода Великого в Иерусалим-град, поклонился там гробу
господню и той же ночью вернулся в Великий Новгород». Игумены, иереи
и все люди подивились этому.
И вот, с того дня божиим попущением начал бес клевету возводить на
святого. Жители того города часто видели, как из кельи святого выходила
блудница: это бес преображался в женщину. Горожане же не знали, что
это бесовское наваждение, а были уверены, что это на самом деле уличная
женщина, и впадали в заблуждение. Случалось также, что начальники города,
приходя в келью святого для благословения, видели там мониста девичьи,
и обувь женскую, и одежду, и негодовали на это, не зная, что и сказать.
А все это бес наваждением своим показывал им, чтобы восстали на святого,
неправедно осудили его и изгнали бы.
осоветовавшись с начальниками своими, горожане порешили между собой:
«Не подобает такому святителю, блуднику, быть наапостольском престоле
— идем и изгоним его!» О таких людях Давид сказал: «Пусть онемеют уста
льстивые, в гордыне изрекающие ложь о праведнике, потому что они поверили
бесовскому наваждению, как некогда еврейский народ»., Но возвратимся
к нашему рассказу.
Когда пришел народ к келье святого, то бес перед глазами всех побежал
в образе девицы, будто из кельи святого. Люди закричали: «Ловите ее!»
Но хоть и долго гнались, не смогли поймать. Святой же, услышав говор
людской у кельи своей, вышел и спросил: «Что случилось, дети мои?» Они
же рассказали все, что видели, и, не внимая оправданиям святого, осудили
его как блудника. Схватили его, и надругались над ним, и, не понимая,
что творят, понося святого, порешили: «Посадим его на плот на реке Волхове
— пусть выплывет из нашего города вниз по реке». И вывели святого и
целомудренного великого святителя божьего Иоанна на Великий мост, что
на реке Волхове, и, опустив святого с моста, на плот посадили. Так сбылось
предсказание лукавого дьявола. Возрадовался нечистый, но божья благодать
и вера святого в бога и молитвы пересилили.
Когда посадили божьего святителя Иоанна на плот на Волхове, то поплыл
плот против самой быстрины, которая как раз у Великого моста, никем
не подталкиваемый, вверх по реке, к монастырю святого Георгия. Святой
же молился о новгородцах, говоря: «Господи! Не вмени им это во грех:
ведь сами не ведают, что творят!» Дьявол же, видев это, посрамился и
возрыдал.
Люди, узрев такое чудо, стали рвать одежды на себе и говорили: «Согрешили
мы, неправедно поступили — осудили овцы пастыря своего. Теперь-то видим,
что бесовским наваждением все произошло!» Побежали в великую Софию божию
и велели священному собору — иереям и дьяконам — идти с крестами вверх
по берегу реки Волхова к монастырю святого Георгия и умолить святого,
чтобы возвратился на престол свой. Священники взяли честной крест и
икону святой богородицы, как подобает, и пошли по берегу Волхова вослед
за святым, моля его, чтобы возвратился на престол свой. Так же и те
люди, которые прежде на святого клевету возводили, шли по берегу Волхова
к монастырю святого Георгия и с мольбой просили: «Возвратись, честный
отче, великий святитель Иоанн, на престол свой, не оставь чад своих
осиротевшими, не поминай наше согрешение перед тобой!» И, обогнав святого
и крестный ход, остановились за пол-поприща до монастыря святого Георгия,
и, кланяясь до земли и проливая слезы, умоляли Иоанна, повторяя: «Возвратись,
честный отче, пастырь наш, на престол свой! Пусть грех наш падет на
нас — прельстились кознями лукавого дьявола и согрешили перед тобой.
За дерзость свою прощения просим, не лиши нас благословения своего!»
И многое другое говорили, умоляя святого. Тихо плыл Иоанн на плоте своем
против сильного течения, как будто некой божественной силой несло его
благоговейно и торжественно, чтобы не обогнать крестного хода, — наравне
с несущими честные кресты иереями и дьяконами плыл он. Когда священный
собор с честными крестами подошел к тому месту, где стоял народ, то
все вместе стали еще горячее молить святого, чтобы возвратился он на
престол свой. Святой, вняв мольбе их, словно по воздуху несомый, приплыл
к берегу и, поднявшись с плота, сошел на берег. Люди, видевшие все это,
радовались, что умолили святого возвратиться, и плакали о своем согрешении
перед ним, прощения прося.
Он же, беззлобная душа, простил их всех. Одни из них в ноги падали
ему, обливая их слезами, другие прикладывались к ризам святого. И, попросту
сказать, теснились и толкали друг друга, чтобы хоть увидеть святого.
Святой же благословлял всех. И пошел чудотворец архиерей божий Иоанн
с крестным ходом в монастырь святого Георгия, совершая молитвенные пения
со священным собором. И множество народа следовало за ними, восклицая:
«Господи, помилуй!»
Архимандрит же и иноки того монастыря не знали, что в монастырь грядет
архиерей божий Иоанн. А в те времена в монастыре святого Георгия жил
некий человек, юродивый, получивший от бога благодать прозорливости.
Сей человек пришел к архимандриту монастыря и, постучав в дверь его
кельи, сказал: «Иди, встречай великого святителя божьего Иоанна, архиепископа
Великого Новгорода,— грядет он к нам в монастырь». Архимандрит не поверил
и послал посмотреть. Посланные же пошли и узнали от людей все случившееся
со святым и, быстро вернувшись, рассказали архимандриту. Архимандрит
повелел в большие колокола звонить. И собрались иноки этой великой лавры,
взяли честные кресты и пошли из монастыря навстречу святителю божьему
Иоанну. Святой же, увидев их, благословил каждого и, придя в монастырь,
вошел в церковь святого Христова великомученика Георгия с архимандритом
монастыря того, со всем священным собором и иноками, и со всем множеством
народа. И, совершив молебен, с великой честью вернулся на престол свой
в Великий Новгород.
Все это о себе рассказал он сам священному собору и другим людям:
как его бес хотел постращать, как он побывал за одну ночь в Иерусалиме-граде
и вернулся назад в Новгород, и все, что случилось с ним, подробно поведал,
как это выше рассказано. И поучал их святой, говоря: «Дети мои! любое
дело творите, сначала проверив все, чтобы не оказаться прельщенными
дьяволом. А то может случиться, что с добродетелью зло переплетется,
тогда виновны будете перед божьим судом: ведь страшно впасть в руки
бога живого!» Но об этом пока многого говорить не будем.
Князь и начальники города, посоветовавшись со всем народом, поставили
крест каменный на том месте на берегу, куда приплыл святой. И крест
этот и ныне стоит во свидетельство преславного чуда этого святого и
в назидание всем новгородцам, чтобы не дерзали сгоряча и необдуманно
осуждать и изгонять святителя. Ибо сказал Христос о святых своих: «Блаженны
изгнанные правды ради, потому что им принадлежит царство небесное! А
те, которые изгоняют святых несправедливо, что смогут ответить на том
свете?»
Источник. Изборник (Сборник произведений литературы
Древней Руси). – М.: Худож. лит., 1969. – С.404-413, 750-751 (прим.)
– Сер. «Библиотека всемирной литературы». Подготовка текста «Повести…»
и прим. Л.А.Дмитриева.
Комментарий. Иоанн — первый новгородский архиепископ (1163-1186
гг.). В первой половине XV в. при новгородском архиепископе Евфимии
II в Новгороде создается ряд литературных произведений, в которых воскрешается
история Новгорода Великого. В частности, литературно оформляются легендарные
предания об Иоанне. Три легенды о первом новгородском архиепископе составляют
основу «Жития Иоанна Новгородского», написанного, по-видимому, известным
агиографом XV столетия Пахомием Логофетом. Наиболее интересен в «Житии»
рассказ о путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим, носящий сказочно-фантастический
характер.
«Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе» печатается по
списку конца XV в.— ГПБ, Соловецкое собрание, № 617 (500), с единичными
исправлениями явно испорченных мест по списку XVI в. — ГБЛ, Румянцевское
собрание, № 154.
[1] ...Давид рече...— См. Псалтырь.
[2] И выведоша... Иоанна на Великий мост... — Казнь осужденных
в Новгороде происходила на мосту через Волхов: осужденных сбрасывали
с моста в реку.
[3] ...к святаго Георгия монастырю. — Юрьев монастырь на
левом берегу Волхова в четырех километрах от Новгорода, вверх по течению.
[4] ...в великую Премудрость божию... — Имеется в виду
собор св. Софии в новгородском кремле.
|