Анастасии Андреевне Логиновой
Колонна, в которую входило пять восстановительных поездов, неторопливо,
но настойчиво двигалась за фронтом со всем своим скарбом: измерительными
приборами, башмаками, шпалами, рельсами, стрелочным и сигнальным хозяйством
да разномастным людом, большей частью не годным для строевой службы,
Все это хозяйство и умаянных тяжелой работой стройбатовцев возглавлял
инженерный генерал Павел Аркадьевич Спыхальский, по фамилии судя, выходец из
поляков. Но, кроме фамилии, всегда почему-то сконфуженного и утомленного лица
да неистребимой вежливости, ничего уже в генерале европейского и тем более
шляхетского не осталось.
Жил и работал Павел Аркадьевич в четырехосном пассажирском вагоне, на
котором сквозь копоть еще просвечивали болотного цвета краска и черные буквы
«Моск. ж. д.» да еще какие-то загадочные знаки, которыми так любят железнодорожники озадачивать технически безграмотную публику: «Гоп-стоп г. р.
р. п. КПЧ ВРП мест. ПОС. 60 т. тормоз Матросова».
К вагону этому с двух сторон были прицеплены ржавыми фаркопами
платформочки на дребезжащем, прихрамывающем ходу. С них торчали дулами кверху
спаренные пулеметы, давно уже вышедшие из употребления в боевых порядках и
потому отправленные в тыл. Возле пулеметов постоянно дежурили обезжиренные
солдаты, попавшие сюда из госпиталей и делавшие вид, что зорко следят они за
небом, бдительно стерегут генеральский вагон и все сложное хозяйство. В
классном вагоне обитала еще фронтовая концертная бригада, и были там курящие
певички, плясуньи, хотя уже и перестарелые, но лихие, были два баритона, один
тенор, частушечник, гитарист, он же и конферансье — еврей Брамсо, выдававший
себя за цыгана, был фокусник Маркел Эрастович, он же по совместительству
администратор. В годы нэпа Маркел Эрастович содержал собственное заведение с
биллиардом в городе Калуге, а после наловчился колоть себя кинжалом, вынимать
из ноздрей бумажную ленту и делать огненный смерч, зажигая бензин во рту.
Генерал Спыхальский, хотя и руководил всеми восстановительными путейскими
работами и, должно быть, успешно справлялся с должностью, так как ему выдали
уже два ордена, сам, однако, тоже был в подчинении и подвергался строгой
опеке со стороны проводницы Анастасии Поликарповпы Корбаковой, которую,
впрочем, навеличивал лишь он один, а остальные кликали попросту — тетей
Тосей.
Небольшого ростика, с чуть тронутым оспой лицом и оспою же полусведенными
руками, женщина эта, всю жизнь проработавшая проводницей на поездах дальнего
следования, знала и понимала всякий народ, умела с ним обращаться, была с
ним в меру строга и без меры насмешлива. Рожденная вятской землей, в долгих
своих странствиях она так и не утратила вятского сыпучего говорка, сохранила
да еще и приумножила в дни войны трудолюбие, которым отличалась еще в девках.
И если уж прямо говорить, генерал и особенно концертная бригада без тети Тоси
мало чего полезного сделали бы для фронта. Артисты даже из вагона не смогли
бы на свет божий выйти, не говоря уже о сцене, где все видно и заметно. В
пути следования оба баритона, певички и танцорши так, видать, кутили, что
явились к месту назначения вовсе в непригодном виде.
Нахохотавшись вдосталь над приунывшими артистами, тетя Тося
удовлетворенно заметила:
— Ладно хоть гитару с аккордеоном не пропили. — И стала соображать, как и
во что одеть концертную бригаду, которая впала в апатию, не шевелясь лежала
по полкам и лишь изредка напоминала о себе слабыми стенаниями, умоляя подать
воды и пищи.
Из вагонных простыней тетя Тося сконструировала дамам платья и вышила их
крестиком, мужчинам она изготовила брюки и куртки из одеял, а манишки — из
подшторников, Накаэывая артистам, чтобы не входили в раж и не шибко бы махали
руками, так как материя состоит из полубумажной ткани и манишки могут
запросто лопнуть во время исполнения номера.
Когда замолкла швейная машинка в купе тети Тоси, когда артисты
пододелись, причесались и стали глядеться в зеркала, восхищаясь собою, тетя
Тося сообщила, что все эти дни штурмовала генерала Спыхальского и добилась,
чтобы артистов обмундировали, как настоящих бойцов.
— Вы гений, тетечка Тосечка! — заявил тенор и поцеловал ей ручку, а
поцеловавши, тут же грянул жизнерадостно:
Сердце красавицы
Склонно к измене...
Тенор после первого же выступления перед массами променял и пропил тети
Тосину одежку. Его примеру последовала и вся остальная капелла.
— Окаянные! — ругала тетя Тося затаившихся на полках артистов. — Чисто
ребятишки! Хуже ребятишек! Где я на вас имущества наберусь?
Но вскоре все образовалось. Артистов одели в военное обмундирование, и,
хотя оно поступило из БУ, то есть было уже в употреблении, артисты так
гордились им, что пропивать форму у них не хватило решимости.
Потом какой-то московский театр пожертвовал боевой бригаде костюмы,
фраки, настоящие манишки и клеенчато блестевшие туфли. Забот тете Тосе
прибавилось. Надо было все это имущество чинить и гладить, а кроме того, в
узле носить его на концерты и, терпеливо дождавшись конца выступления, тут же
снять фраки, ботинки и прочее с артистов, увязать и спрятать в тайное место.
В пути следования концертная бригада как-то сама по себе разрасталась.
Особенно запомнилось тете Тосе явление народу чечеточника и гитариста, а
затем и конферансье Брамсо, как потом оказалось, фамилии, образовавшейся из
Абрамсона.
Это случилось на Украине. Ночью поезд остановился в темной и плоской
местности. Вверху гудели самолеты, никто не знал, наши это или чужие, и
машинист на всякий случай закрыл поддувало паровоза, чтобы труба не сорила
искрами и ничего не демаскировала.
Артисты спали. Генерал Спыхальский отдыхал. Солдаты на платформах крутили
на звук самолетов пулеметами, но не стреляли, и кашляли в кулаки.
Тетя Тося выметала мусор из тамбура, освещая его притемненным фонарем, и
забылась в работе. Послышались царапанье в дверь вагона и какой-то скулящий
голос. Подумавши, что эти опять какой-нибудь всеми брошенный пес, а на ее
вагон почему-то всегда набредали все брошенные и обездоленные, она отбросила
железную защелку, открыла дверь и чуть было не опрокинулась назад.
Перед дверью стоял нагой человек с двумя полосатыми арбузами под мышками,
и по лицу его текли слезы, скатываясь на волосатую грудь, в которой
запуталась сенная труха. На человеке обнаружилась набедренная повязка из холщового мешка, а больше ничего на нем не было.
— Господи! — сотворив крестное знамение и поднимая оброненный веник,
сказала тетя Тося. — Ты не из преисподней ли?
— Я — Брамсо. Я — Брамсо, — наконец разобрала тетя Тося. Человек
протягивал арбузы и шевелил спекшимися черными губами: — Хлеба. Крошечку
хлеба...
Тетя Тося помогла Брамсо подняться в вагон, налила ему чаю, дала хлеба и
услышала повесть, которой печальнее еще не слышали на свете.
Калькулятор Бердичевского кожевенного комбината Абрамсон бежал от
фашистов из родного города. Он пошел на восток, чтобы вступить в ряды Красной
Армии. Ему приходилось в пути прятаться, а фронт так быстро катился на восток, что изнемог он в пути без пищи и крова, и тогда «мивые советские
патриоты» спрятали его на бахче, да и забыли о нем. Он честно сторожил эту
проклятую бахчу, обносился, как пустынник, арбузов же до того наелся, что
теперь до конца дней своих не сможет их не только есть, но и смотреть на них
едва ли без отвращения сможет...
Ночью тетя Тося и пустынник накатали полный тамбур арбузов, и Брамсо
определился спать в вагоне.
— Я еще одного артиста подобрала! — объявила утром тетя Тося. — Вот это
уж артист так артист!..
Так Брамсо оказался в концертной бригаде, выучился отбивать чечетку,
вращать печальными глазами, дубасить кулаком по струнам, а больше по корпусу
гитары, и выкрикивать: «А-а-а, черелло-марелло-о-о, асса-а!..»
И когда он плясал, люди военные немели от искусства и лишь кто-нибудь
задушенно выдыхивал: «Во дает, цыган! Во бацает, подлюга!» А перед Брамсо
солдатские лица крутились арбузами, и по ночам его преследовали арбузные
кошмары, и если он сердился на кого — слал самое страшное проклятье:
— Шоб ты всю жизнь арбузами питався!
Тетя Тося не только обшивала, обмывала, обихаживала и приводила в
потребный вид после банкеток свою публику, она еще готовила еду для генерала
Спыхальского, получая отдельный для него паек из военторговского вагона-лавки. Само собой, часть этого пайка, и часть наибольшая, стараниями тети
Тоси доставалась артистам, и они говорили ей за это комплименты, передаривали
дареные им цветы, целовали ручку, ни разу, впрочем, не поинтересовавшись,
как она все успевает и спит ли когда-нибудь.
И вот однажды, это уже где-то за Днепром, случилось небольшое, всех
немало повеселившее происшествие: генералу Спыхальскому вместо мясных
консервов выдали в качестве пайка живую курицу.
Тетя Тося принесла ее в вагон, пустила в туалет и нащипала крошек.
Курица, совершенно не сознавая, куда она и зачем попала, приводя себя в
порядок, женственно ощипалась, деловито и нежадно поклевала крошки,
наговаривая при этом умиротворенно, как на крестьянском дворе. «Яичко
наращивает», — заключила тетя Тося и пощупала курицу. Все оказалось в
точности: курица была с яйцом и, отпущенная на пол, снова заворковала, не
понимая, что через час-другой должна быть ощипана, сварена и съедена.
Вечером в вагон, как всегда голодные, но бодрые, с шумом, звоном и бряком
вломились артисты, приволокли огурцов, помидоров и хлеба, стали мыться и,
обнаружив в туалете курицу, пришли в умиление, разговаривали с нею, пугали
гитарой. Но курица эта, должно быть, видала виды и с полотенечной вешалки,
которую приспособила вместо насеста, не слетала, а, открыв один глаз,
копошилась и по-старушечьи недовольно ворчала.
Подав в купе генералу скромный ужин, тетя Тося помялась и сообщила, что
хотела приготовить курицу, но она с яйцом оказалась.
— Вот как! — изумился генерал. Спыхальский. — А как вы узнали?
— Так вот и узнала.
Генерал озадачился. Подумав крепко, выдвинул предложение:
— Может, потом? Ну, когда она... хм... ну, когда она родит яйцо.
Утром тетя Тося услышала, как за стенкой ее купе, в туалете, что-то
начало постукивать, кататься в стоковой лунке на полу. И тут же весь вагон
был поднят на ноги боевым кличем курицы, в срок исполнившей свое дело.
Теплое, розоватое яйцо переходило из рук в руки, будто невиданное
творение природы, и когда дошло до генерала Спыхальского и тетя Тося
объявила, что вот и завтрак генералу бог сподобил, он несмело
полюбопытствовал, как, мол, быть, нельзя же, мол, держать птицу в
управленческом вагоне.
Тетя Тося, потупясь, согласилась: нельзя, непорядок — и, словно виновата
во всем была сама, довела до сведения генерала, что курица снова с яйцом.
— Да что вы говорите?! — вовсе изумился генерал. — Не могу постигнуть,
Анастасия Поликарповна, как же вы все-таки узнаете, что она с яйцом?
— А и не пытайтесь — не постигнете, — сказала тетя Тося и, как о вопросе,
окончательно решенном, объявила: — Значит, курицу не режем!
Курица упорно боролась за сохранение своей жизни. Она каждый день
выкатывала из себя яйцо, кудкудахтала, извещая об этом войной охваченный мир,
и в конце концов отстояла право на существование. Проводница оборудовала ей
гнездо за унитазом, кормила и поила ее и, развлекаясь, разговаривала с этим,
по утверждению тети Тоси, совершенно разумным существом. «А еще болтают, что
курица — не птица, баба — не человек!» — подвергла сомнению старинную
поговорку проводница.
Артисты напрягали умственные способности, чтобы придумать имя курице.
Называли ее и Джильдой, и Аидой, и Карамболитой, но курица почему-то
отреагировала на Клеопатру..
Клеопатра так Клеопатра, — решил коллектив, закрепил за хохлаткой древнее
имя да и баловать ее начал всевозможными подношениями. Но тетя Тося немедля
осадила сердобольных артистов, утверждая, что, если курица зажиреет, —
перестанет нестись и тогда боевой ее путь тут же завершится.
В который уже раз поразившись тети Тосиной проницательности, артисты
подношения прекратили и вплотную занялись воспитанием Клеопатры. И скоро
смекалистая курица выходила на прогулку из вагона, копалась возле насыпи,
отыскивая пропитание, а когда раздавался гудок — турманом влетала в тамбур и
спешила на свое законное место.
Весь поезд, весь трудовой его народ знал и остерегал Клеопатру и
вспоминал свой дом, хозяйство при виде такой домашней живности, чего-то
поклевывающей, чего-то наговаривающей либо хлюпающей в придорожной пыли и
дремлющей на солнце.
Первое время Клеопатра боялась бомбежек, вихрем влетала в вагон и
забивалась под отопительные трубы.
— Где ты, матушка? Где ты, Клеопатрушка? — звала ее тетя Тося, когда
самолеты, отбомбившись, улетали.
Клеопатра вылазила из засидки, судорожно подергивала шеей, и у нее
слабели ноги. Нестись после этого она не могла дня по два и есть тоже, лишь
пила воду.
Но постепенно и она вжилась в военную обстановку, не паниковала уже и,
когда начинали бить зенитки, греметь разрывы, возмущенно кудахтая, прыгала и
нервно целилась клювом в самолет — так бы начисто и исклевала эту нудно
жужжащую муху.
Дальше и дальше на запад следовала Клеопатра, исполняя аккуратно свою
службу и мирясь с дорожными неудобствами и тревогами, которые добавляли еще
эти веселые люди — артисты. Только выйдет, бывало, погулять Клеопатра, только
займется она промыслом — паровоз и загудит. Клеопатра немедленно снимается с
земли и летит в вагон. Посидит-
посидит — не трогается вагон. Выйдет в тамбур,
осмотрится — и снова на землю. Артистам потеха — опять на гудок жиманут, и
опять курица мчится в вагон.
— Лешие! — ругалась тетя Тося. — Вы меня с ума свели. Мало вам этого, за
курицу взялись!
Похохатывают артисты, кудахтает возмущенно курица, идут поезда следом за
фронтом, и тянется за ними восстановленная нитка пути меж порушенных
вокзалов, станций, городов и селений, и никому неведомо, что где-то далеко-далеко, в больших и строгих кабинетах Наркомата путей сообщения, военных
ведомствах, а возможно, и в самом Комитете Обороны уже бесповоротно решена
участь Клеопатры да и всего ведомого тетей Тосей народа.
Генерал Спыхальский был известный не только в нашей стране, но и за
кордоном теоретик и спец по железнодорожным мостам. И когда легче сделалось
на фронте, а разрушенные мосты лежали в Днепре, Десне и прочих реках, возникла большая необходимость в инженерах такого профиля. Отозвали в тыл Павла
Аркадьевича для более важной работы.
Растроганно прощались с ним работники восстановительных поездов. Артисты
по этому случаю раздобыли самогонки, и генерал, отроду не пьющий,
оскоромился, приняв стопку бурякового зелья, а тетя Тося прослезилась и
перекрестила на прощанье генерала, которого чтила за культурность и совсем не
генеральское горло.
Павел Аркадьевич заглянул в засидку Клеопатры, поерошил на ней перья,
улыбнулся и сказал, смущенно моргая:
— Вот ведь странность какая... — Он не пояснил ничего, но всем было
понятно — генералу жалко покидать Клеопатру.
Вскоре прибыл высокий с зычным голосом человек, который уже назывался не
просто генералом, а генерал-
директором. Одет он был наполовину в
железнодорожное, наполовину в военное. Принимая хозяйство, генерал-директор
увидел беспечно копающуюся Клеопатру и ткнул в нее пальцем:
— Это что?
— Курица, — чуя надвигающуюся грозу, как можно спокойней ответила тетя
Тося.
— Вижу, что не гусь. Я спрашиваю, почему она тут?
— Она яички несет, — пояснила тетя Тося.
— Я-а-ички! — рявкнул генерал, и румянец покинул.его лицо. — Вы, может,
еще конюшню тут разведете?
— Зачем же конюшню-то? Курица, она опрятная, места мало занимает, а вам
каждый день свежее яйцо будет, — оробев, сказала тетя Тося и схватилась за
последнюю возможность: — Мы к ней привыкли... как к человеку.
— Мало ли к чему вы тут привыкли! — взревел генерал. — Безобразие!
Бедлам! Не железнодорожная часть, орс какой-то, подсобное хозяйство!
Цирк!..
Власть есть власть — с ней не заспоришь, — это тетя Тося давно уже и
прочно усвоила. Она спрятала Клеопатру под шинель, отнесла зенитчикам и,
заручившись уверением, что те не употребят ее в пищу, попросила выпустить
курицу на какой-нибудь станции или возле села, где увидят они других куриц и
не будет поблизости собак.
Зенитчики пытались выполнить все, как им было велено. Завидев обочь линии
село, мало побитое, садами окруженное, и белые россыпи кур, они на полном
ходу поезда выпустили в полет Клеопатру. Курица благополучно приземлилась и
возмущенно закричала, не понимая такого к себе отношения, и тут же увидела
убегающий от нее, такой знакомый, обжитый ею зеленый дом на колесах. Хлопая
крыльями, она ринулась следом и где бегом, где лётом настигла вагон,
взлетела, пытаясь заскочить в тамбур, но дверь оказалась запертой. Клеопатра
ударилась в стекло. Ее отбросило под колеса, завертело и швырнуло на откос.
Комком катилась она по насыпи, перевертываясь через голову, буся пером.
Хлопнувшись несколько раз, прошла винтом по земле и утихла Клеопатра,
мелькнув белым пятнышком вдали
Тетя Тося закрылась в купе и плакала в фартук. Артистки зарылись в
подушки лицами, баритоны, стиснув зубы, угрожающе молчали, тенор беззвучно
рыдал, уткнувшись лбом в стекло. Маркел Эрастович хмурился и, пытаясь утешить
свою труппу, говорил о каких-то безымянных жертвах войны.
— Шоб тому генералу весь век арбузами питаться! — прошептал Брамсо с
ненавистью.
Тетя Тося придумала генералу казнь еще более жестокую:
— Чтоб он три года кряду ваши концерты слушал! Неделю спустя новый
генерал приказал через посредство адъютанта, этакого рыхленького, с бабьими
бедрами лейтенантика, собрать имущество и переселить артистов в другой вагон
— шумят больно.
— С удовольствием!
— С радостью!
— С великим наслаждением! — восклицали артисты так, чтобы слышно было
генералу, запершемуся в купе. Тенор, покидая вагон, истошно рванул: «Смейся,
паяц...» Но допеть ему не дал адъютантик. Совершенно потрясенный, он возник
откуда-то и беззвучно открывал и закрывал рот. Но, хотя он и беззвучно это
делал, все равно понятно было: «Да вы с ума сошли! Товарищ генерал
работают!..»
— Мы тоже работаем, между прочим! — отшил адъютанта тенор и хлопнул
дверью вагона так, что на столе генерала опрокинулся стакан с чаем и облил
ему форменные штаны.
Неприютно, сиротливо и худо жили артисты в отдельном вагоне. Они уж
подумывали: не продать ли им парадные костюмы и после этого, может быть,
месть какую придумать, ну, например, трахнуть кирпичом в окно генеральского
вагона или в программу концерта включить ехидную частушку.
Но все обошлось благополучно. Явилась в вагон людей искусства тетя Тося с
сундучком и швейной машиной. Артисты догадались, что она к ним насовсем и
жить без них не может. Смех и слезы, объятия и поцелуи.
— Охреди вы, охреди! — ругалась тетя Тося. — Эко вагон-то устряпали! Мне
тут месяц скрести не отскрести! — И, вовсе построжев, прокурорским тоном
спросила: — Форму концертную небось успели прокутить? Тенор встал перед
тетей Тосей на колени, каясь:
— Были! Были такие черные мысли и поползновения...
— Вовремя, вовремя я уволилась, — сказала тетя Тося и стала с великой
обидой рассказывать, как новый генерал вызвал из Москвы личного повара и
проводником мужчину назначил, чтобы, говорит, ничего такого...
Артисты, оскорбившись за тетю Тосю, хотели тут же идти к генералу и
высказать ему все, что они о нем думают. Еле остепенила их тетя Тося, а
остепенив, и за дела принялась, и так вот, с этими «ребятишками», как она
называла артистов, проработала она до конца войны.
Сейчас тетя Тося живет в Подмосковье, в маленьком прохладном домике. На
полу там лежат веселые деревенские половики, стоит узенькая кровать с
кружевной прошвой, сундучок старинный стоит в углу, а над ним икона в
обгорелом окладе. На стене репродуктор, который говорит от гудка до гудка, и
тетя Тося ругается, когда тот слишком уж заговаривается. Есть еще у тети Тоси
две сотки земли и палисадник перед домом. И в огороде, и в палисаднике растут
у нее овощи, но большую часть земли покрывают цветы, которые она никогда и
никому не продает, считая грехом это тяжким. И еще одна особенность — тетя
Тося никогда не держала и не держит кур, хотя все условия вроде бы для этого
есть.
На стене ее домика рамки с фотокарточками. И среди них несколько тусклых,
наспех и худо отпечатанных карточек военной поры. Она и с ними разговаривает,
но уже никого не бранит.
Павел Аркадьевич Спыхальский долгое время слал тете Тосе поздравительные
открытки ко Дню восьмого марта, к Новому году и к празднику
железнодорожников. А потом открытки перестали приходить, и тетя Тося из газет
узнала, что генерал Спыхальский скончался. Она сокрушалась, что не побывала
на похоронах и не смогла помочь в приготовлении поминального стола. Но
соседки объяснили ей, что у таких больших начальников поминок христианского
вида не бывает, и она огорчилась еще больше.
Артисты так ни разу и не написали тете Тосе, хотя сулились помнить и
любить ее вечно. Однако не в обиде на них тетя Тося: ребятишки ведь, какой с
них спрос.
1970
Виктор Астафьев. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 11. Красноярск, "Офсет", 1997 г.
|