В свое время я не видал «Трех сестер» в исполнении артистов Художественного
театра и только на днях выполнил эту повинность. С точки зрения газетного фельетона,
в котором читатель ищет новенького, свеженького, непременно отражающего настроение
данной минуты, казалось бы, поздно говорить о том, что когда-то вызвало каскад
газетных и журнальных статей, было взвешено, оценено, обсуждено и куда-то запрятано,
куда прячутся все отшумевшие злобы дня. Но это ошибка. «Три сестры» еще не выпали
из текущей жизни, и на их место не выросло ни одного нового зуба; «Три сестры»
идут два-три раза в неделю, они выдерживают тридцатое, кажется, представление,
они каждый раз собирают полную зрительную залу, они продолжают так или иначе
влиять на толпу — и забывать о том, что почти каждый вечер творится в Каретном
ряду, в этом маленьком снаружи, но огромном внутри здании, неразумно и несправедливо.
Ограничивать разговоры о пьесе одним первым ее представлением это то же, что
кричать «караул» при первом ударе кулака, а последующие удары принимать молча,
делая вид, что это тебя не касается; это одна из вредных газетных условностей,
созданных слепой и неразумной погоней за новостями дня. До высокой степени курьезности
доходит такая погоня: загорись сегодня Москва, завтра все газеты трубным гласом
возопиют о пожаре, но продолжай он гореть неделю, месяц — и современный журналист,
только что спаливший на пожаре свою великолепную бороду, сочтет долгом о таковом
несвоевременном событии умолчать и добросовестно сообщить, сколько и каких балерин
вышло замуж в текущем месяце. Кстати: выходящие замуж балерины — это новый отдел,
открытый существующей в Москве газетой под названием «Новости дня». Смею надеяться,
что почтенный орган не замедлит своевременно сообщить о последствиях заключенных
браков, конечно, в том случае, если это не потребует обременительных издержек
на содержание при редакции особого профессионального репортера — повивальной
бабушки.
А то, что почти каждый вечер творится в Художественном театре, в высшей степени
любопытно и поучительно. Талантливый кулак действует более чем исправно, и наносимые
им удары с силой отзываются в тысячах голов и сердец. И добрые люди предупреждали
меня:
— Не ходите, не портите себе сна, настроения и аппетита. Сходите куда-нибудь
в другое место. Вот, говорят, на Ваганьковском кладбище новенькие памятники
есть: прогуляйтесь, надписи почитайте, все веселей.
— Но неужели же так сильно действует? — не доверял я.
— Поверьте, что так. Сам я не был и не пойду, так как только с той недели начал
полнеть и очень этим обстоятельством дорожу. А вот сестра была. Пришла из театра
ничего: «ах, Андреева, ах, Книппер», а ночью истерика, валерьянка и скрежет
зубовный. И у вас в комнате я видел на потолке крюк — так если на «Трех сестер»
пойдете, то крюк этот выньте... На что он вам?
И много таких доброжелательных речей услышал я. У кого сестра, у кого жена
или брат, а кто и сам пострадал, и всякий предупреждает: «не ходите». И всякому
я отвечал:
— Пустое. Выдержу.
Действительно, нелепыми и комичными казались мне все эти предупреждения, преувеличенно,
думалось мне, передававшие впечатления от пьесы. Как бы ни талантлива была драма
и как бы ни хороша была игра, но мы все настолько привыкли к театру, что уже
не можем отдаваться так бесконтрольно его внушениям. После «Гамлета» мы с аппетитом
едим филипповские пирожки, и перемененная калоша, не налезающая на ногу, способна
растрогать нас больше, нежели король Лир, потерявший все свое царство. Преспокойно
рассчитывал я заснуть и после «Трех сестер», отдавши, конечно, должную хвалу
автору и артистам и прилично, как подобает зрителю, поволновавшись. На то же
рассчитывал и мой спутник, ибо в Художественный театр, как в лес, нужно ходить
с храбрым и сильным товарищем.
Это не была утонченно-культурная и интеллигентная толпа первых представлений
Художественного театра, сама по себе представляющая диковинное зрелище — та
толпа, которую увидел я в тот вечер. Это была часть обычной публики, той, что
после дня труда или трудового безделья рассыпается каждый вечер по театрам —
для отдыха, для веселья, для необходимых художественных эмоций. Ординарная,
серая толпа, составляющая самое ядро жизни, ибо те, утонченно-культурные — лишь
ее казовая сторона, непрочный и красивый ворс, за которым не видно грубой и
крепкой рогожки. Серая, упрямая толпа, ворочающаяся непреклонно и тяжело, как
сама земля, в то время как те, утонченно-культурные, скачут над ней, как блохи,
и важно кричат: направо, налево. И было особенно интересно посмотреть, как отразится
совокупное творчество А. П. Чехова и Художественного театра на этой человеческой
массе.
Прежде всего сознаюсь, что ни я, ни храбрый мой спутник не выдержали. До половины
первого акта мы еще сохраняли кое-какое смутное представление о декорациях,
актерах и неясно подозревали в себе зрителей, но еще не кончился акт и не опустился
занавес, как мы перестали быть зрителями и сами, с нашими афишками и биноклями,
превратились в действующих лиц драмы. Никогда ни один театр не поднимался до
такой высоты, настолько переставал быть театром, как этот. Временами он переставал
даже быть художественным, ибо и для искусства есть граница, за которой оно перевоплощается
в жизнь и входит в нее, как один из ее основных элементов. История о трех сестрах,
рассказанная А. П. Чеховым устами артистов Художественного театра,— не вымысел,
не фантазия, а факт, происшествие, нечто столь же реальное, как выборы в Кредитном
Обществе. Мне и до сих пор жалко господ Савицкую, Книппер и Андрееву, и что
бы они потом ни играли, я ни за что не поверю им и не перестану их жалеть. Бедные,
милые сестры!
В свое время критики находили крупные недостатки в драме, рецензенты — в ее
исполнении, но я не критик и не рецензент, я просто профан и искренний человек,
и никаких недостатков не видел. Я знал и чувствовал многих людей, которые на
солнце видели одни только его пятна и чувствовали себя польщенными, узнавши,
что у Наполеона была чесотка,— Бог с ними. Я видел жизнь. Она волновала меня,
мучила, наполняла страданием и жалостью — и мне не стыдно было моих слез. И
мой храбрый спутник плакал, не скрываясь, и куда я ни смотрел, всюду видел я
мелькающие носовые платки и потупленные головы, а в антрактах — красные глаза
и носы. Серая человеческая масса была потрясена, захвачена одним властным чувством
и брошена лицом к театру с чужими человеческими страданиями. Человек шел в театр
повеселиться, а там его, как залежавшийся тюфяк, перевернули, перетрясли и до
тех пор выколачивали палкой, пока не вылетела из него вся пыль мелких личных
забот, пошлости и непонимания. Да, по-видимому, мы еще не совсем привыкли к
театру, и сила его внушения бесконечно велика.
Когда после окончания пьесы я выходил из театра, это был единственный случай,
когда вполне безнаказанно у меня могли переменить калоши, надеть на меня дамскую
ротонду и шляпу — я ничего бы этого не заметил. И первые слова, какими обменялись
мы с спутником, очутившись под звездным небом, были таковы:
— Как жаль сестер. Как грустно... И как безумно хочется жить!
И целую неделю не выходили у меня из головы образы трех сестер, и целую неделю
подступали к горлу слезы, и целую неделю я твердил: как хорошо жить, как хочется
жить! Результат чрезвычайно неожиданный как для добрых людей, предупреждавших
меня о необходимости убрать соблазнительные крюки, так и для меня самого. «Три
сестры», слезы, уныние — и вдруг: жить хочется. Однако это верно — и не для
меня одного, а и для многих лиц, с которыми мне пришлось говорить о драме.
По-видимому, с пьесой А. П. Чехова произошло крупное недоразумение, и, боюсь
сказать, виноваты в нем критики, признавшие «Трех сестер» глубоко пессимистическою
вещью, отрицающею всякую радость, всякую возможность жить и быть счастливым.
В основе этого взгляда лежит то господствующее убеждение, что если человек плачет,
болен или убивает себя, то жить ему, значит, не хочется, и жизни он не любит,
а если человек смеется, здоров и толст, то жить ему хочется, и жизнь он любит.
Крайне ошибочное явилось для меня неожиданным и сугубо-приятным.
Слабой стороной «чеховских героев», делающих их лично для меня невыносимыми,
является отсутствие у них аппетита к жизни. Живут они — точно жвачку жуют, расставив
ноги, опустив голову, с видом тупой покорности и желудочной меланхолии. Пожевал,
проглотил, опять отрыгнул, опять пожевал — и ни радости, ни омерзения. Того
же ждал я и от «Трех сестер», почему и жизнерадостный их результат явился для
меня неожиданным и сугубо-приятным.
Тоска о жизни — вот то мощное настроение, которое с начала до конца
проникает пьесу и слезами ее героинь поет гимн этой самой жизни. Жить хочется,
смертельно, до истомы, до боли жить хочется,— вот основная трагическая мелодия
«Трех сестер», и только тот, кто в стонах умирающего никогда не сумел подслушать
победного крика жизни, не видит этого. Какую-то незаметную черту перешагнул
А. П. Чехов — и жизнь, преследуемая им когда-то жизнь, засияла победным светом.
Сестры придавлены бессмысленностью своего существования, они задыхаются в безвоздушном
пространстве, они гибнут в стихийной борьбе света с полуночною мглой и всеми
силами изболевшейся души тянутся к свету.
— В Москву! В Москву!
Как пар, жизнь можно втиснуть в узенькую коробочку, но, как и пар, она выносит
давление лишь до известной степени. И в «Трех сестрах» это давление доведено
до предела, за которым следует взрыв,— и разве не слышите, как бурлит жизнь,
разве не доходит до ваших ушей ее гневно протестующий голос!
Тоска о жизни — ужасная, смертельная тоска. Это уже не кроткое беззубое страдание,
слезливо огрызающееся с одра духовных немощей, это уже не тупо-меланхолическая
покорность, подставляющая поочередно ланиты для заушения,— это вопль ограбленного
и умирающего человека, который взывает о справедливости и возмездии. Умирая,
сходя со сцены жизни, они поняли, что они — жертвы, и просят, чтобы жертва была
осмыслена последующими поколениями, чтобы им дан был ответ, зачем они страдали.
И разве в умирающих сестрах вы не замечаете зародышей новой жизни?
Взгляните на Машу. С ее блуждающим взором, с загадочными силами, бродящими
внутри ее, она есть сама непокорная жизнь — и она берет то, что хочет. Не рассуждая,
не колеблясь, с каким-то удивительным, даже страшным спокойствием она берет,
что хочет. Ее счастье с мучительною болью отрывают от нее,— но Маша не погибнет.
Загадочные силы остаются с ней, и с тем же страшным спокойствием она будет разрушать
и брать, разрушать и брать.
Ирина — это прелестный образ по красоте и исходящему от нее могучему очарованию,
не уступающий тургеневским героиням. А кто из нас не был влюблен в тургеневских
женщин, в мировом состязании отдавших зеленую пальму первенства русским женщинам?
И не умрет Ирина, эта вечная носительница всего светлого. И в Москву она попадет
— и, быть может, только вчера встретили вы ее возвращающуюся с лекций, все такой
же очаровательной, чистой, но энергичной и радостной.
Когда охватывают меня сомнения, не о мужчине-борце и герое думаю я. Русская
славная женщина — вот кто занимает мои мысли, вот кто дает мне надежду и веру.
Та женщина-героиня, что на далекой окраине, в грязи переселенческих пунктов
борется за каждую гаснущую искорку жизни; та женщина, что с непреклонной энергией,
с дивным упорством стремится к знанию, вдохновляет сильных, пристыжает малодушных
и поддерживает слабых. Она, эта славная русская женщина, наш вечный, неумолимый
и нелицеприятный судья, и бойтесь ее строгого суда. Со всей красотой вашей пустозвонной
тоски она отринет вас, она сбросит с вас маску лжи, за которой кроется чахлое
малодушие, и протянет руку тому сильному и смелому, что идет вам на смену. Погубить
ее вы можете, но обмануть — никогда.
А. П. Чехов вплел новый листок в лавровый венец русской женщины, создав своих
«Трех сестер», именно их наделив страстной тоской о жизни, именно в них вложив
этот неумолкающий клик, это немеркнущее стремление к свету:
— В Москву! В Москву!
Как солнечный луч из-за облака, как золотистая нить, пронизывает этот клич
серую мглу и непобедимо живет в трех женских сердцах.
Не верьте, что «Три сестры» — пессимистическая вещь, родящая одно отчаяние
да бесплодную тоску. Это светлая, хорошая пьеса. Сходите, пожалейте сестер,
оплачьте вместе с ними их горькую судьбу и на лету подхватите их призывный клич:
— В Москву!
В Москву! К свету! К жизни, свободе и счастью!
Источник. Андреев Л. Повести и рассказы в 2-х
томах. – М.: Худож. лит., 1971.
Комментарий. Впервые — в газете «Курьер», 1901, № 291, 21 октября (Москва. Мелочи жизни).
Вошло в кн.: Джемс Линч и Сергей Глаголь. Под впечатлением Художественного театра.
М., 1902.
В свое время я не видал «Трех сестер». — Премьера пьесы А. П. Чехова
«Три сестры» в МХТ состоялась 31 января 1901 г. Постановка К. С. Станиславского
и В. В. Лужского. Роли сестер исполняли: М. Г. Савицкая (Ольга), О. Л. Книппер
(Маша), М. Ф. Андреева (Ирина). Спектакль прошел с огромным успехом.
»Новости дня» (Москва, 1883 — 1906) — «политическая, общественная
и литературная газета», конкурент «Курьера», Андреев-фельетонист полемизировал
с ней.
...критики, признавшие «Трех сестер» глубоко пессимистической вещью...
— Возможно, Андреев имеет в виду рецензию П. Перцова в журнале «Мир искусства»,
1901, № 2-3, в которой утверждалось: «С поднятием занавеса вы вступаете в мир
бессилия, недоумения, безнадежности».
|