Чувствую, что немного грешу против своеобразной газетной этики — заводя
речь о праздновании Татьянина дня неделю спустя после того, как день
этот был отпразднован. Но дело в том, что каких бы то ни было практических
результатов от своей статьи я не ожидаю, а для теоретического обсуждения
вопроса настоящий момент является наиболее удобным: страсти поулеглись,
кто хотел напиться, напился и даже полностью проспался, кто хотел искупаться
в аквариуме, искупался и совершенно просох, — время самое благоприятное
для трезвых речей и трезвости.
Каждый год, смущая своим постоянством всех друзей русской действительности,
возникает и на все лады трактуется один и тот же вопрос: нужно ли на
Татьянин день напиваться или можно обойтись без пьянства, и не только
можно, но даже и должно. И каждый год раздаются настойчивые призывы
к трезвости — и каждый год Эрмитажи, Яры и Стрельны полны пьяной, безумствующей
толпой, вызывающей и смех, и жалость, и отвращение. Точно так же было
и в нынешнем году, с той, впрочем, существенной разницей, что призывы
к трезвости были не так настойчивы, а толпа вместе с тем значительно
реже и малочисленнее и безумство ее сдержаннее. Было ли последнее явление
счастливой случайностью, или же действительно жизнь начинает подаваться
в сторону тех, кто желал бы вывести ее на дорогу разумности, — во всяком
случае, это приятно и дает надежду, что дикая связь университетской
Татьяны с винной монополией и Яром будет наконец разрушена.
Среди мнений, высказанных по поводу празднества, одно имеет особенно
много сторонников, именно ввиду своего двойственного характера, дающего
почву и нашим и вашим. Нельзя — говорилось — предписывать человеку форму,
в какой он должен проводить дорогой ему праздник; если человек желает
провести оный день в трезвости, тем лучше, но если он захочет в этот
день выпить — то и тут мы не имеем права ему препятствовать или читать
ему наставления. Рассуждение мудрое и политичное.
У исконного обывателя есть много праздников. Повышение по службе получил
— праздник; Анну на шее повесили — праздник; сам или сама именинница
— тоже праздник. И в области этих торжественных дней обыватель в полном
смысле сам себе господин: не только имеет право упиваться до зеленого
змия, но, если вздумает, от полноты сердечных чувствований, на четвереньках
ходить — само начальство никаких серьезных возражений представить не
может. Разве только дарвинизм в этом усмотрят, ну, тогда, заставят выпрямиться,
а то — сколько угодно. И обыватель издревле пользуется предоставленным
ему правом проявлять инициативу в отношении своих обывательских праздников:
печет пироги, танцует падэспань и ходит на четвереньках. Но есть праздники,
в которых, по самому существу их, обывательскому самоопределению полагается
известный предел. Ибо если тот же способ выражения чувств он пожелает
применить на празднике пятидесятилетия со дня смерти Гоголя — это будет
не совсем удобно и вызовет справедливые нарекания. Широкий общественный
характер указанного празднества ставит обывателя в необходимость проявлять
свои чувства как-нибудь менее оригинально, но в большем соответствии
с памятью великого писателя.
Каждый Божий день обыватель волен напиваться, влезать на эстраду и
дирижировать оркестром, забираться во всей амуниции в бассейн и плавать
там в виде диковинной лягушки, скандалить на улице и попадать в участок,
— но существует в году один день, в который воздержание от спиртных
напитков является желательным не только с точки зрения аскета. Это —
Татьянин день, справедливо именуемый праздником просвещения. Как нельзя
память Гоголя праздновать петушиным криком, так плавание в бассейне
и другие оригинальные проявления широкого русского духа не могут служить
выразителями подъема настроения и не соответствуют понятию праздника
просвещения.
Но как же можно праздновать Татьяну без речей, без тостов, без вина,
— искренно недоумевают многие, наивно, чисто по-русски сочетая в одно
неразрывное целое речи и вино? Но что они не составляют одного целого
и что можно сохранить речи, изгнавши вино, — я постараюсь показать не
в одних теоретических построениях, а в некотором эпизоде, относящемся
к тому недалекому прошлому, когда я был студентом петербургского университета.
То, что будет в этом воспоминании личного, имеет, мне думается, настолько
общее значение, что читатель едва ли посетует на меня.
Был я в ту пору изрядным пессимистом и, несмотря на крайнюю молодость,
судил о вещах с стариковской основательностью. Молодость перла из меня
во все стороны, но я тщательно обрезал ее ростки, залепляя раны пластырем
зеленого скептицизма. Получалось черт знает что, — а в общем, доподлинный
юноша, с богатыми залежами доброго и злого, искреннего и напускного.
К числу вещей, безусловно мной отвергаемых, принадлежала трезвость.
Запас наблюдений, уже тогда сделанных мной над обывателем, убеждал меня,
что в трезвом состоянии обывательская душа — могила, и когда
мне предложили 8 февраля (университетский праздник) праздновать без
спиртных напитков, я отнесся к предложению с недоверием и даже с некоторой
насмешкой.
— Что же это будет? — спрашивал я.
— Речи будут.
— Да как же я, трезвый, эти речи слушать буду?
— А вот послушаешь.
И послушал. Такого сильного, радостного и бодрого настроения я никогда
ни прежде, ни после не испытывал. И тут впервые я понял ложъ пьянства,
понял, что есть нечто неизмеримо сильнейшее вина, этого жалкого суррогата
жизни.
Собралось всего человек триста студентов, профессоров и литераторов.
Были Глеб Успенский, Н. К. Михайловский; были профессора Лесгафт, Кареев,
Бекетов. Желудочная часть вечеринки, ныне в подобных случаях «превалирующая»,
у нас была обставлена с великой пышностью, и все страны прислали свои
дары: Китай прислал чаю, остальные страны — бутербродов с ветчиной.
Подписная цена была целковый.
Как это началось — я не знаю. Точнее, это никак не начиналось, а встал
какой-то студент и заговорил, — и эта первая, простая и искренняя речь
зажгла всю аудиторию. Именно зажгла — другого выражения не подыщешь,
чтобы охарактеризовать все эти возбужденные молодые лица, горящие глаза
и то пламенное и страстное чувство, от которого так бесконечно расширилось
сердце, немые заговорили, робкие стали смелыми и нерешительные — твердыми.
Говорили все, и каждая речь была как колокол, ибо диктовало ее сердце,
то молодое и крепкое, дающее чистый и цельный звук, то старое, но еще
более властное и могучее. Давно уже со столов сняли стаканы и на месте
их очутились ораторы, — всякий, кому хотелось говорить, влезал на стул
или стол и, опираясь на плечи ближайших товарищей, говорил, и порядок,
при всей этой свободе, был образцовый.
Были тут малознакомые друг с другом и совсем не знакомые, были седые
старики и безбородые юноши, — но такова была власть душевного подъема,
что все различия сгладились, все стали знакомыми и друзьями, все стали
юношами, и это было так хорошо, что плакать хотелось. Понимаете ли вы,
что это значит: гордость — быть человеком, гордость — быть студентом,
понимаете ли вы эту нестерпимую и сладкую жажду труда, жажду подвига!
Прекрасна была речь проф. Лесгафта, но лучше всех и сильнее всех сказал
один студент — по лицу юноша, по энергии и жару слов — зрелый муж [1].
Глаза его сияли огнем вдохновения, и, хрупкий, изящный, он рос на наших
глазах, как титан, и голос его был громом или нет, чем-то лучшим, чем
стихийное грохотание, — он был божественной музыкой человеческой речи,
идущей прямо из сердца. И я, бывший скептик, плакал, и многие глаза
увлажнились и смотрели на него с любовью, ибо нельзя не любить человека,
когда устами его говорит само божество.
На Невском еще горели электрические фонари, и жалкие женщины ловили
покупателей на свое измученное тело, и группами бродили пьяные студенты
— когда мы вышли из ресторана. Студенты кричали:
— С праздником, коллега.
И целовались. От них пахло водкой, мокрые усы слюнявым поцелуем прижимались
к щеке, и это было так печально, так жалко! Бедные. Они не испытали
счастья быть людьми.
Много прошло времени с тех пор, но этот вечер остается одним из лучших
моих воспоминаний, и до сего дня я чувствую животворную силу его.
__________________
[1] Н. В. Водовозов. (Примеч. автора.)
Источник. Андреев Л. Повести и рассказы в 2-х
томах. – М.: Худож. лит., 1971.
Комментарий.
Впервые — в газете «Курьер», 1902, № 20, 20 января (Москва. Мелочи
жизни).
День открытия указом императрицы Елизаветы Петровны Московского университета
12 января 1755 г. совпал с отмечаемым православной церковью днем памяти
мученицы Татианы. Традиционный праздник московских студентов получил
название «Татьянин день».
...Анну на шею повесили... — Имеется в виду голштинский орден
святой Анны, учрежденный в 1735 г. При императоре Павле I орден святой
Анны в 1797 г. был включен в число российских орденов.
...дарвинизм в этом усмотрят... — Речь идет об учении английского
естествоиспытателя Чарлза Роберта Дарвина (1809 — 1882), создателе научной
эволюционной теории и его труде «Происхождение человека и половой отбор»
(1871), в первой части которого рассматривается вопрос о происхождении
человека от обезьяноподобной формы.
Па-д'эспанъ — бальный танец, сочиненный на собственную музыку
преподавателем танцев и композитором А. А. Царманом. Впервые был показан
в Москве в зале Благородного собрания 1 января 1901 г.
...пятидесятилетие со дня смерти Гоголя... — отмечалось 21
февраля (4 марта) 1902 г.
...8 февраля (университетский праздник)... — В этот день в
1892 г. Андреев присутствовал на обеде по случаю 73-й годовщины Петербургского
университета. Охвативший тогда Андреева душевный подъем был непродолжительным.
На одной из студенческих вечеринок 15 февраля 1892 г. он покушается
на самоубийство, ударив себя ножом в грудь. Сам Андреев сухо упоминает
об этом происшествии в дневнике (запись от 5 апреля 1892 г.): «...в
субботу на масленой совершил попытку на самоубийство. В оправдание неудачи
приведу то, что совершил я ее пьяный до бессознательности. Затем — очень
неудобным оружием, ножом, и, наконец, меня удержали от второй попытки
ударить себя. Потом был несколько дней в больнице, а потом — потом началась
та мерзостная жизнь, которая тянется по днесь» (ИРЛИ, ф. 9, оп. 1, ед.
хр. 16, л. 5 об.— 6).
Лесгафт П. Ф. (1837 — 1909) — русский педагог, анатом и врач.
Кареев Н. И. (1850 — 1931) — историк, член-корреспондент Российской
Академии наук.
Бекетов А. Н. (1825 — 1902) — ботаник, основатель научной школы,
почетный член Петербургской академии наук.
Водовозов Н. В. (1870 — 1896) — участник студенческого движения
90-х гг., публицист, представитель легального марксизма. Младший сын
известного экономиста В. И. Водовозова.
|