Завтра Рождество — большой праздник, и современный человек, живущий эмоциями,
смутно и радостно волнуется. Не отдохновение нужно для него, как оно ни дорого
для измученного, взвинченного организма — русский праздник требует от своего
прозелита упорного туда: для ног, ушей, глаз и желудка. Важны для него те праздничные
настроения, которые стихийно охватывают массу и сближают его, современного человека,
со всем давно им позабытым, но дорогим и милым. Та паутина, которая аккуратно
два раза в год сметается со всех русских домов — под Рождество и под Пасху,—
имеет, если хотите, символический смысл, и не только стены освобождаются от
нее, но и душа.
Современный человек прекрасно сознает, что живет он вовсе не так, как бы это
было желательно, что каждый шаг его, в какую бы сторону он ни был сделан, удаляет
его от желательного. Он очень добр, современный человек, и хорошо понимает,
что такое добродетель; и если ему, невзначай, и приходится проглотить карася-идеалиста,
то у него во рту надолго появляется скверный вкус, а иногда и нравственная изжога.
Он очень чувствителен к чужому горю и в такой высокой степени отзывчив, что
принужден затыкать уши полфунтом ваты и закрывать глаза, если возле него кто-нибудь
закричит истошным голосом «караул» или ревмя заревет от обиды. Он плачет кровавыми
слезами, когда ест злодейски умерщвленного поросенка, и, надевая на бал сапоги,
никогда не преминет вспомнить добрым и жалостливым словом теленка, из шкуры
которого сапоги сделаны. Даже птицы в вольном воздухе пользуются его покровительством
и защитой, и ничто так не может возмутить его, как жестокое и неделикатное обращение
с невинным воробьем. До совершенства развив в себе способность к тончайшим ощущениям,
он с поразительной ясностью представляет себе угнетенное состояние судака, из
которого приготовляют котлеты, и с наслаждением мечтает о тех блаженных временах,
когда личность судака будет неприкосновенна, а воробей приобретет возможность
защищать свои права по суду. Вообще, при всяком удобном случае он энергично
высказывается против существования на земле несчастных, кто бы они ни были,
и совершенно искренно желает упразднения болезней, голода, передвижения на конке
и всего остального, что составляет темные пятна на общей мировой картине.
И эта постоянная двойственность между плачем по судаке и аппетитным пожиранием
этого самого оплакиваемого судака весьма явственно ощущается им и глубоко печалит
его. Между его устами и чашей всегда остается пространство, и в конце концов
является прямо-таки необходимым хотя бы путем фикции уничтожить его и как следует,
допьяна напиться любовью, жалостью и широкой человечностью. Нет на свете такого
негодяя, у которого не было бы прелестного детства, и нет такого детства, в
котором весь пышный свет его не собирался бы ослепительными лучами вокруг какого-нибудь
излюбленного момента. Такими моментами служат преимущественно большие праздники,—-
и полнота и прелесть чистых впечатлений бывают так велики, что способны
надолго, если не на всю жизнь, озарять скорбный путь современного двойственника
и манить к себе. Хочется снять с себя позор двойственного лицемерного существования,
во что бы то ни стало хочется быть обманутым,— старинное желание мира, узаконенное
давностью и тем, что изложено оно на латинском языке, желание, препятствовать
которому станет только безумный или злой человек, а всякий благоразумный с готовностью
поддержит его и разделит.
— Обманите нас. Пожалуйста, обманите,— криком кричит современный мир, протягивая
руки к жареной утке и, белому молочному поросенку.
Да, именно поросенку. Глубоко заблуждается тот, кто в поросенке видит только
поросенка, а внутреннее содержание его измеряет количеством каши. Поросенок
— это символ; поросенок — это реальное воплощение идеальнейших стремлений человеческой
натуры; пока я вижу поро-сенка, я глубоко спокоен за все возвышенное и прекрасное.
Если бы я был поэтом, я написал бы оду в честь поросенка или символическую драму
под заглавием «Когда мы, живые, едим поросенка» — и уже, конечно, сам бы поторопился
растолковать ее, пока еще не утрачена хоть малейшая надежда быть понятым.
Не думайте, что я шучу или непочтительно смеюсь над означенным юным представителем
древнего рода свиней. Я беру его только как типичный образчик всего того, что
с формальной стороны составляет понятие праздника и что недостаточно, мне кажется,
было оценено при измерении глубин человеческой души. С таким же правом я мог
бы говорить о визитных карточках, которые тяжкой грудой непонятой человеческой
любви гнут плечи почтальонов; о трижды осмеянных визитах, о фраках, извозчиках,
«чаях» и обо всем прочем, что помогает миру быть добросовестно обманутым. И
всей силой моего пера я восстаю против легкомысленных голосов, неблагоразумно
требующих уничтожения всей этой картинной стороны праздников и неосновательно
полагающих, что визиты или визитные карточки свободно могут быть заменены взносом
в пользу бедных. Это — пагубное заблуждение, в основе подрывающее самую идею
праздника. Из сотни карточек, которые я получу, быть может, только на двух-трех
глаза мои остановятся с истинным удовольствием, и я с радостью подумаю, что
вот этот человек вспомнил меня,— остальные карточки вызовут усмешку, а может
быть, даже и грусть, особенно карточки кредиторов, которыми я желал бы навсегда
быть забытым. И из сотни тех карточек, которые разошлю я, быть может, несколько
штук вызовут сочувственное замечание, остальные же будут встречены полупренебрежительным
вопросом:
— Кто это прислал? Ах, да...
И при всем том я был бы искренне огорчен, если бы не получил ни одной карточки.
Мне показалось бы, что я забыт всем миром, и мне стало бы очень грустно: ведь
даже и эта копеечно-марочная связь отпугивает призрак одиночества, которым болеют
современные люди. И я положительно не верю в искренность тех, кто смеется над
карточками, визитами и поросенком: просто им немного совестно подобных «пустяков»,
за которыми чувствуется пробудившаяся детская вера.
Праздник должен быть резко выделен из той полосы жизни, что зовется буднями,
и все, что клонится к этому, вызывает во мне сочувствие. Пусть звонят колокола;
пусть люди улыбаются друг другу и рассказывают одно только хорошее; пусть весь
мир приоденется по-праздничному,— я хочу быть обманутым. Я знаю, что Иван Иванович
Икс .берет в год 360 % и что сюртук его с левой стороны отдулся не от
того, что под ним бьется большое сердце, а просто от связки опротестованных
векселей,— но если Иван Иванович улыбнется, я с удовольствием признаю в нем
брата. Мне доподлинно известно, что в статистике несчастных людей ничего не
изменится между сегодняшним днем и завтрашним, но если талантливый Андрон Андроныч
Дзет без особенной натяжки расскажет мне о том, как трое несчастных получили
неожиданно в подарок по гусю и от того стали счастливы, я с удовольствием прочту
его рассказ и на слово поверю, что действительно тремя несчастными стало меньше.
Поверю с тем большей охотой, что гусь уже подарен, и мне это ровно ничего не
стоит. Каждый день я вижу мир таким, как он есть, и это мне страшно надоело.
Теперь на три дня я хочу видеть мир таким, каким он мог бы быть, и заранее приношу
благодарность всем тем, кто так или иначе будет содействовать иллюзии.
Когда я впервые прочел о том, что Марс делает попытки вступить в сношения с
Землей и Земля намерена отвечать ему, мне в первую минуту показалось это очень
целесообразным со стороны Земли. Есть веские основания думать, что на Марсе
давно уже введено всеобщее обучение, а при этом условии не было ничего мудреного,
если бы земной газетный лист проник в марсианскую деревню — и компрометировал
бы Землю в глазах тамошних жителей. Но потом я понял, что этой беды довольно
легко избегнуть: для этого стоит только посылать ежедневно по одному рождественскому
номеру русских газет,— если после этого с завтрашнего дня не начнется эмиграция
марсиан на Землю, то, стало быть, они ничего не смыслят в хорошем. Если уж это
не хорошо — так чего же им нужно?
Опять-таки я не шучу. Как поросенок, как визит и карточки — так же вполне необходимым
и целесообразным представляется мне существование особого рождественского номера
газеты. Праздник не только был бы не полон, но его совсем бы не было, если бы,
заглянувши утром в газету, я, по обыкновению, наткнулся бы на всякую гадость.
Как человек, у которого в жилах течет не молоко, а кровь, я не в силах остаться
равнодушным к несчастью ближнего и дальнего, и в то же время — имею же право
я на отдых. И я прошу, я требую, чтобы меня обманули. Скройте от меня все темное
— от него давно уже мраком застилаются мои глаза. Дайте мне светлое: дайте мне
радостное,— я жажду его всей моей наболевшей совестью современного человека.
Выдумайте его!
И это будет обманом, но не ложью, ибо выдумать хорошее — значит уже тем самым
создать его. Мы давно и далеко ушли от непосредственного познания жизни и людей
и знаем их такими, какими они отражаются в глазах излюбленных наших писателей
и художников. Человек, которого мы встречаем на улице, представляет для нас
меньшую реальность, нежели тот же человек, изображенный в книге, и, прежде чем
преисполниться к человеку жалостью или любовью, мы должны отдать его для соответствующей
обработки писателю. Это, конечно, дурно, но не особенно, ввиду значительного
количества писателей, а затем — это неотвратимо, как бы мы ни сердились. На
днях характерный в этом отношении случай произошел в Петербурге. В одну из тамошних
газет было прислано письмо с просьбой о помощи, и составлено оно было достаточно
художественно,
«Милая и дорогая редакция,— писала якобы двенадцатилетняя девочка,— бабушка
очень просит, нельзя ли напечатать в милой газете и попросить добрых людей помочь
немножечко... Бабушка очень старенькая: глазки плохо видят, ушки не слышат,
спинка совсем согнулась...»
И добрые люди, спокойно проходившие, наверно, мимо тысячи искривленных бабушек,
отозвались на художественное письмо — и даже ночью к маленькому домику подвозились
кульки и кулечки. А потом оказалось, что бабушка эта — типичная пройдоха.
Так обманите же нас получше — миленькие писатели!
Источник. Андреев Л. Повести и рассказы в 2-х
томах. – М.: Худож. лит., 1971.
Комментарий. Впервые — в газете «Курьер», 1900, № 356, 24 декабря (Москва. Мелочи жизни).
Заглавие фельетона — пародийная ассоциация с заглавием пьесы Г. Ибсена «Когда
мы, мертвые, пробуждаемся», поставленной Московским Художественным театром.
В этом фельетоне Андреев иронически комментирует латинское выражение «Мир хочет,
чтобы его обманули, пусть так и будет» (Munduc vult decipi, ergo decipiatur).
Выражение приписывается Джованни Пиетро Караффе — будущему папе Павлу IV.
...проглотить карася-идеалиста... — намек на сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Карась-идеалист»
|