[Крупный и серьезный] [1] успех, который выпал
в Петербурге на долю «Мещан» М. Горького, не явился неожиданностью для меня,
да и для всех тех, кто присутствовал на генеральной репетиции пьесы в Москве.
Хотя гг. Станиславский и Немирович-Данченко предупреждали, что пьеса не совсем
еще готова, особенно третий акт [(четвертый совсем не ставился)], да и так видна
была некоторая незаконченность в отделке ролей — при всем этом репетиция давала
вполне достаточно материала для суждения как о самой пьесе, так и об ее исполнении.
Отзывы петербургских газет об игре артистов в общем подтверждают те выводы,
которые сделал я на репетиции. Все это дает мне право поговорить о «Мещанах»
не только как о пьесе читанной, но как и о виденной, с известной и необходимой
дозой осторожности в оценке ее исполнения. Можно было бы, конечно, отложить
разбор до того времени, когда «Мещане» пойдут в Москве, но здесь есть маленькая
закавыка. Петербург город хороший, достойный всякого уважения, но на всё у него
есть свои вкусы: на литературу и театр, и эти вкусы частенько расходятся с нашими.
Поэтому, как ни полны будут отзывы петербургской прессы, в них для московского
читателя останется нечто... не то чтобы самостоятельное, а нуждающееся в легкой
проверке.
Особенности первой пьесы М. Горького — в ней нет того, что называется драматическим
действием, и нет второстепенных лиц. Взят кусок жизни такой, какова она есть,
с ее медленным движением и потаптыванием на одном месте, когда люди успевают
состариться, наплодить детей, умереть, а «действий», как будто, никаких не совершить.
Поступков много, а действий нет. Пьют, едят, разговаривают, ссорятся, сходятся
и расходятся [являются участниками «происшествий»] и сплошной копошащейся массой
движутся куда-то [вперед]. И только тогда, когда увидишь, как [все они ушли
далеко вперед и как] конец не похож на начало, — только тогда почувствуешь,
поймешь, что за этим видимым отсутствием действия кроются могучие силы жизни
[, разрушающей, карающей, судящей и созидающей]. Эта художественная историчность
жизни, впервые введенная в русскую драму А. П. Чеховым, доведена до полного
[и блестящего] развития в «Мещанах», названных автором, по-моему, совсем неосновательно,
драматическим эскизом. Этим наименованием М. Горький только ввел в заблуждение
рецензентов [и без того наклонных заблудиться и не найти новой дороги, на которую
давно уже приглашает их русское искусство]: приходя от «Мещан» в восторг, или
с грустью говорят об отсутствии действия как о техническом несовершенстве и
ищут силу оправдания в названии «эскиз». [Рецензенты — они ведь в известных
случаях народ доверчивый — добавь М. Горький: «плохой эскиз», они с готовностью
освистали бы его.]
На сцене Художественного театра [, этого великого уловителя жизни,] «Мещане»
с первого момента поражают зрителя своей жизненностью: то ли это актеры играют,
то ли ты в щёлочку подсматриваешь, как живут и страдают люди. Но как сам Горький
не сфотографировал жизни, а провел ее сквозь горнило художественного творчества
[, осмыслил ее и в запутанном клубке человеческих отношений черным отметил те
ниточки, за которые нужно взяться, чтобы клубок распутать], — так и театр с
присущей ему силой передал самый дух горьковской пьесы. Можно было не без основания
опасаться, что артисты, играющие два-три раза в неделю пьесы А. П. Чехова, проникнутые
его настроением, не сумеют отрешиться от него и здесь и, обманутые тождеством
художественных приемов, вольют в «Мещан» совсем неподходящее содержание — но
этого [, к счастью,] не случилось. Энергичная физиономия [смелого] борца с мещанством
осталась незатемненной [и неискаженной: не содрогание ужаса вызывает мещанство,
а спасительную злость и презрительное сожаление. Оно еще сильно, корни его глубоки,
и далеко вперед, в лице Петра, протягивает оно свои цепкие руки — но жизнь еще
сильнее. Пусть носители иного, свободного начала жизни еще не в силах победить
мещанство, они во всяком случае добились уже многого: они сумели отравить ему
существование].
В пьесе Горького «мещанство» свило себе комфортабельное гнездо в шкуре всех
членов Бессеменовской семьи. [Глубоко] ошибаются те из рецензентов, которые
мишенью авторских ударов считают старика Бессеменова, а не его детей. Студента
Петра и Татьяну считают чуть ли не жертвами на том основании, что они с родителями
всё ссорятся и на жизнь свою жалуются. Дело в том, что мещанство просто меняет
кожу, и если у змеи эта операция происходит безболезненно, то у людей она сопряжена
с некоторыми страданиями. И если говорить о мещанстве, то то, которое воплотилось
в старике Бессеменове — это мещанство вчерашнего дня, только на кончике захватившее
нынешнее, мещанство глупое, растерянное и наполовину уже ограбленное мещанином
сегодняшнего и завтрашнего дня — Петром. [Вот кто истинный мещанин и мещанин
опасный, ибо он только что вылупился, голоден и способен внушать сочувствие.
В том, что М. Горький в пестроте текущей жизни сумел найти и в полном смысле
слова схватить за шиворот этого невинно-пакостного оборотня, сказывается его
громадное художественное и общественное чутье.]
Про старика Бессеменова можно сказать: «Люблю тебя, сосед Пахом; ты просто
глуп, и слава Богу». Это мещанин прямолинейный, наивный, по приемам грубый и
играющий с открытыми картами. Пока сила была за ним, он бесхитростно, по-медвежьи,
душил; считал деньги, карал детей, законопачивал все щёлочки, откуда проглядывала
[живая] жизнь, и задыхался в созданной духоте. Петр — иное дело. Детей карать
он не будет, ибо по части гуманности и педагогики достаточно натаскан; [окон
и дверей он настежь не откроет, но] вентиляторов наделает [, на основании чего
все жалобы на духоту будет считать недоказанными]. И воздух в его квартире будет
приличный, и заведовать им будет он сам: там [слегка] форточку приоткроет, здесь
бумажкой заклеит. По сравнению с стариком Бессеменовым оно как будто и прогресс,
но по существу — та же жизнебоязнь, [то же душительство,] но [душительство хитрое,]
сдобренное рациональностью, обмазанное медом хороших слов. [Старик попросту
не знал, что на свете есть какие бы то ни было мнения, кроме его, а Петр знает,
что существуют чужие мнения, и даже уважает их — поскольку это уважение дает
возможность пожимать руки и мерзавцам.]
В тот период своей жизни, когда его захватил Горький, Петр не чувствует за
собой силы и потому канючит. Отчасти он пессимист, [как все те, кого долго заставляют
ждать у накрытого стола,] отчасти и протестант и в этом отношении как будто
совпадает с другими персонажами пьесы. Но только как будто. В одну и ту же дверь
часто стучатся и грабитель и ограбленный: один — спасаясь от погони, другой
— чтобы пограбить. К Петру очень подошли бы слова воеводы из «Князя Игоря»:
«Ах, дождаться бы мне чести...»
К сожалению, в лице г. Мейерхольда Петр нашел недостаточно сильного исполнителя.
Это все тот же мающийся интеллигент без особых примет, каким является названный
артист и в «Одиноких», и в чеховских пьесах. Роль старика Бессеменова, более
богатая красками, вполне удалась г. Лужскому.
Группу стучащихся в двери составляют и певчий Тетерев, машинист Нил, Елена,
Перчихин, Поля и другие [— уже одно количественное преобладание их лишает пьесу
характера уныния. Да и качественно представители антимещанского начала будут
посильнее]. Среди них на первое место, вопреки, быть может, замыслу автора,
я поставлю певчего Тетерева. [Как ни хороши Нил и Елена — особенно последняя
— но их здоровая и стойкая жизнерадостность недостаточно полна, если можно так
выразиться, философско-общественного смысла. Это просто здоровые, духовно свободные
люди, которым прямо по натуре их претит мещанская связанная жизнь. Они борются
с мещанством, разрушают его в местах своего с ним прикосновения — но это не
та пушка, которая разрушит стену мещанства: это только два хороших и метко направленных
ядра.]
Вот Тетерев — это орудие крупного калибра. По своей художественной законченности
и яркости, [по глубокому внутреннему значению,] Тетерев является одним из лучших
созданий огромного таланта М. Горького. Да и исполнителя Тетерев нашел изумительного:
г. Баранов так полно осуществляет авторские замыслы, так сливается с изображаемым
лицом, что разве только г. Станиславский в «Докторе Штокмане» может превзойти
его. [Мощный] голос, фигура, [точно отлитая из чугуна,] жесты, [полные силы
и величавой снисходительности, неподражаемая] фразировка, [когда каждое слово
будто высекается из камня] это нечто до того цельное, живое и чуждое понятию
театра, представления, что даже странно как-то смотреть.
[Тетерев бездействует. Он словно вне жизни. По чрезвычайно меткому выражению
Горького:
— Я, — говорит Тетерев, — не состою в родстве ни с обвиняемым... ни с потерпевшим.
Я — сам по себе. Я — вещественное доказательство преступления. Жизнь испорчена!
Да, это правда — но ведь часто исход процесса определяется как раз вещественными
доказательствами. И Тетерев — доказательство весьма существенное, и раз оно
представлено в суд, самому господину адвокату с ним не справиться.
Тетерев бездействует. Он пьет, философствует так, что от его философствования
обои в мещанских домах трескаются, злит и дразнит Бессеменовых, дружит с Нилом
и компанией — он бездействует, ибо не пришло еще его время. Он слишком велик
и громоздок для старомещанского дома старика Бессеменова, и негде ему повернуться
— а вот когда Петр устроит у себя приличный воздух с рациональным распределением
кислорода на долю свою и водорода на долю прислуги, Тетерев совершит заметную
перетасовку.
Здоровый малый: ему ничего не стоит плечом не только дверь высадить, а и целую
стену.]
Яркий и художественный образ Елены дает г-жа Книппер.
[1] В прямые скобки заключены слова,
зачеркнутые цензором. — Ред.
Источник. Андреев Л. Повести и рассказы в 2-х
томах. – М.: Худож. лит., 1971.
Комментарий. Впервые, с большими цензурными изъятиями, в газете «Курьер», 1902, № 89,
31 марта. Полностью, по сохранившимся цензурным гранкам, напечатано в ЛН, т.
72, с. 475 — 476, 479. В настоящем издании публикуется по тексту «Литературного
наследства». Квадратными скобками отмечены места, вычеркнутые цензором.
Находившийся под надзором полиции Андреев задержал свой отъезд к М. Горькому
в Крым, чтобы побывать на генеральной репетиции пьесы М. Горького «Мещане» в
МХТ 19 февраля 1902 г. На следующий День Андреев писал в Петербург К. П. Пятницкому:
«Пьеса прекрасная, исполняется превосходно со всем мастерством Художественного
театра. Успех будет несомненный» (ЛН, с. 493). Премьера «Мещан» состоялась 26
марта 1902 г. во время гастролей театра в Петербурге. Предсказание Андреева
относительно успеха спектакля у публики подтвердилось.
«Люблю тебя, сосед Пахом...» — из эпиграммы А. С. Пушкина «Добрый
человек» (1819).
...в «Одиноких» — драма Г. Гауптмана «Одинокие». Премьера ее в МХТ
была 16 декабря 1899 г. В. Э. Мейерхольд играл в спектакле роль молодого ученого
Иоганна Фокерата. В труппе МХТ В. Э. Мейерхольд оставался до 1902 г.
...в «Докторе Штокмане»... — Драма Г. Ибсена «Доктор Штокман» впервые
была показана в МХТ 24 октября 1900 г. Режиссеры К. С. Станиславский и В. В.
Лужский. К. С. Станиславский исполнял заглавную роль — врача Штокмана. Андреев
был на премьере. Созданный К. С. Станиславским с такой «чудной правдивостью»
образ произвел на него огромное впечатление (см.: «Москва. Мелочи жизни». —
Курьер, 1900, № 300, 29 октября; позже фельетон перепечатывался под заглавием
«Диссонанс»).
|