Измученный жуткой неопределенностью дня, я заснул одетый на постели, когда
жена разбудила меня. В руке у нее колыхалась свеча, и среди ночи она показалась
мне яркою, как солнце. А за свечою колыхался бледный подбородок и неподвижно
темнели огромные, незнакомые глаза.
— Ты знаешь,— сказала она,— ты знаешь: на нашей улице строят баррикады.
Было тихо, и мы смотрели друг на друга прямо в незнакомые глаза, и я чувствовал,
как бледнеет мое лицо. Жизнь ушла куда-то — и снова вернулась с громким биением
сердца. Было тихо, и пламя свечи колыхалось, и было оно маленькое, неяркое,
но острое, как кривой меч.
— Ты боишься? — спросил я.
Бледный подбородок дрогнул, но глаза остались неподвижны и смотрели на меня
не моргая, и только теперь я увидел, какие это незнакомые, какие это страшные
глаза. Уже десять лет я смотрел в них и знал их лучше, чем свои, а теперь в
них было новое, чего я не умею назвать. Гордость — назвал бы я это, но там было
другое, новое, совсем новое. Я взял руку: холодная, она ответила мне крепким
пожатием, и в нем было новое, чего я не знал. Так еще ни разу не пожимала она
моей руки.
— Давно? — спросил я.
— Уже с час. И брат уже ушел. Он, вероятно, боялся, что ты не отпустишь его,
и ушел потихоньку. Но я видела.
Значит, это — правда: оно пришло. Я встал и почему-то долго умывался, как утром,
когда шел на работу, и жена светила мне. Потом мы потушили свечу и подошли к
окну на улицу. Была весна, был май, и в открытое окно ворвался такой воздух,
какого никогда еще не было в старом огромном городе. Уже несколько дней стояли
без работы фабрики и железные дороги, и свободный от угольного дыма воздух пропитался
запахом поля и цветущих садов, быть может, росы. Я не знаю, что это пахнет так
хорошо в весенние ночи, когда далеко-далеко уйдешь за город. И ни одного фонаря,
и ни одного экипажа, и ни одного городского звука над бесконечной каменной поверхностью,—
если закрыть глаза, то, правда, можно подумать, что это деревня. Лает собака!
— вот! Я еще ни разу не слыхал, как лает в городе собака, и засмеялся от счастья.
— Послушай,— собака!..
Жена обняла меня и сказала:
— Они там на углу.
Мы перегнулись через подоконник и там в прозрачной темной глубине увидели какое-то
движение. Не людей, а движение. Что-то ломали, что-то строили. Кто-то двигался,
неуловимый, как тень. Вдруг застучало что-то: топор или молоток. Так звонко,
весело — как в лесу, как на реке, когда чинят лодку или строят плотину. И, в
предчувствии веселой, стройной работы, я крепко обнял жену, а она смотрела поверх
домов, поверх крыш на молодой остророгий месяц, уже клонившийся к закату. Такой
молоденький, такой смешной — как девушка, которая мечтает и боится сказать кому-нибудь
о своих мечтах, и светит только для себя.
— Когда он станет полным...
— Не надо! Не надо,— перебила меня жена с непонятным мне испугом.— Не надо
говорить о том, что будет. Зачем? Оно боится слов. Пойдем сюда.
В комнате было темно, и мы долго молчали, не видя друг друга, но думая об одном.
И когда я заговорил, мне показалось, что это сказал кто-то другой: я не боялся,
а у этого голос был хриплый, точно он задыхался от жажды.
— Так как же?..
— А они?
— Ты будешь с ними, для них довольно матери. И я не могу.
— А я могу?
Я знаю, она не тронулась с места, но я почувствовал ясно: она уходит, она далеко
— она далеко. И так холодно стало, и я протянул руки, но она отстранила их.
— В сто лет раз бывает у людей праздник, и ты хочешь меня лишить его. За что?
— сказала она.
— Но тебя могут убить. И дети наши погибнут.
— Жизнь будет милостива к ним. Но даже если и погибнут они...
И это говорила она, жена моя, женщина, с которой я жил десять лет! Еще вчера
она не знала ничего другого, кроме детей, и полна была страха за них; еще вчера
она с ужасом ловила грозные признаки грядущего,— что сталось с нею? Вчера,—
но ведь я тоже забыл обо всем, что было вчера.
— Ты хочешь идти со мной?
— Не сердись! — Она думала, что я сержусь.— Не сердись! Сегодня, когда они
там застучали и ты еще спал, я поняла, вдруг поняла, что муж, дети, все это
— так, все это — пока. Я люблю тебя, очень,— она нашла мою руку и пожала ее
тем же новым, незнакомым мне пожатием,— но ты слышишь, они стучат? Они стучат,
и как будто падают, падают какие-то стены — и так просторно, так широко, так
вольно! Сейчас ночь, а мне кажется, что сияет солнце. Мне тридцать лет, и я
уже старая, а мне кажется, что мне семнадцать лет, и я люблю кого-то первою
любовью — такой огромною, такой безграничной любовью!
— Какая ночь! — сказал я.— Точно нет города. Правда, и я забыл, сколько мне
лет.
— Они стучат, и это — как музыка, как пение, о котором я мечтала всю жизнь.
И я не знала, кого я люблю такой безумной любовью, от которой хочется и плакать,
и смеяться, и петь. Так просторно, так широко — не отнимай у меня счастья, дай
мне умереть с теми, кто работает там и так смело зовет будущее, и в гробах будит
погибшее прошлое.
— Времени нет.
— Ты говоришь?
— Времени нет. Кто ты? Я тебя не знал. Ты человек?
Она засмеялась так звонко, как будто ей было семнадцать лет.
— Да. Ведь и я этого не знала. И ты тоже человек? Как это странно и красиво:
человек.
Давно уже было то, о чем я пишу, и те, кто спит сейчас тяжелым сном серой жизни
и умирает, не проснувшись,— те не поверят мне: в те дни не было времени. Солнце
всходило и заходило, и стрелка двигалась по кругу, а времени не было. И много
другого чудесного и великого произошло в те дни, и не поверят мне те, кто спит
сейчас тяжелым сном серой жизни и умирает, не проснувшись.
— Нужно идти,— сказал я.
— Погоди, я покормлю тебя. Ведь ты сегодня ничего не ел. И ты видишь, как я
благоразумна: я пойду завтра. Отдам детей и найду тебя.
— Товарищ,— сказал я.
— Да, товарищ.
В открытые окна лился воздух полей и тишина, и изредка звонкий, веселый стук
топора, а я сидел за столом и смотрел и слушал, и так загадочно ново было все,
что хотелось смеяться. Я смотрел на стены, и они казались мне прозрачными. Точно
всю вечность обнимая одним взглядом, я видел, как разрушатся они, и только один
я был всегда и всегда буду. Все пройдет — а я буду. И все казалось мне странным
и смешным — таким ненастоящим: и стол, и кушанье, и все, что вне меня. Прозрачным
и легким, существующим только нарочно, только пока.
— Почему же ты не ешь? — спросила жена. Я улыбнулся:
— Хлеб — это так странно.
Она взглянула на хлеб, на черствый, сухой кусок хлеба, и почему-то лицо ее
сделалось грустным. Все продолжая глядеть на него, она тихо поправляла руками
передник, и голова ее немного, совсем немного повернулась в ту сторону, где
спали дети.
— Тебе жаль их? — спросил я.
Она покачала головой, не отводя глаз от хлеба.
— Нет. Но я подумала о том, что было в жизни,— раньше было. Как это непонятно!
И все,— она, удивляясь, как проснувшаяся после долгого сна, обвела глазами комнату,—
и все так непонятно. Здесь мы жили.
— Ты была моей женой.
— А там наши дети.
— Здесь за стеною умер твой отец.
— Да. Умер. Умер, не проснувшись.
Заплакала, чего-то испугавшись во сне, самая маленькая. И так странен показался
этот простой детский крик, настойчиво требовавший своего — среди этих призрачных
стен, когда там, внизу, строили баррикады.
Она плакала и требовала своего — ласки, каких-то смешных слов и обещаний, которые
ее успокаивают. И быстро успокоилась.
— Ну, иди! — шепотом сказала жена.
— Мне бы хотелось поцеловать их.
— Боюсь, разбудишь.
— Нет, ничего.
Оказалось, старший не спал, слышал все и все понимал. Ему было всего девять
лет, но он все понял — таким глубоким и строгим взглядом встретил он меня.
— Ты возьмешь ружье? — спросил он задумчиво и серьезно.
— Да, возьму.
— Оно под печкой?
— А ты откуда знаешь? Ну, поцелуй меня. Ты будешь меня помнить?
Он вскочил на постели в своей коротенькой рубашонке, весь горячий со сна, и
крепко обнял мою шею. И руки у него были горячие и такие мягкие и нежные. Я
поднял волоса у него на затылке и поцеловал горячую тонкую шейку.
— Тебя убьют? — прошептал он в самое ухо.
— Нет. Я вернусь.
Но почему он не плакал? Он плакал иногда, если я просто уходил из дому,— разве
и его коснулось это? Кто знает — так много чудесного произошло в те великие
дни!
Я взглянул на стены, на хлеб, на свечу, пламя которой все колыхалось, и взял
жену за руку.
— Ну, до свидания.
— Да — до свидания.
И только, и я ушел. На лестнице было темно и пахло какой-то старой грязью;
и, охваченный со всех сторон камнями и тьмою, ощупью находя ступеньки, я почувствовал
новое, неведомое и радостное, куда я иду,— огромным радостным, всенаполняющим
чувством.
1907 г.
Источник. Андреев Л. Повести и рассказы в 2-х
томах. – М.: Худож. лит., 1971.
|