ЗАЧЕЛОВЕК — своеобразная
проекция понятия «сверхчеловека» в концепции Хлебникова.
З. — это универсальный субъект познания, максимально дистанцированный
от анализируемого объекта, трансцендентный ему (термин «З.» сопрягается Хлебниковым с понятием «заумь» как «запредельное» — см. «Заумный
язык»). З. — не разрушает и не созидает, его деятельность — созерцание и чистое
мышление. Он — не реален в своей экзистенции. Хлебниковский З. — это Автор в своем инобытии, которого значительно позднее Р.Барт назовет «скриптором», и Читатель,
все качества и функции которого абсолютны, а связи между предметами и явлениями,
невозможные с точки зрения обыденного сознания, становятся для него существенными,
причем, несмотря на отрешенность от эмпирического протекания явлений, эти
связи сохраняют для него известную меру каузальности. З. — существо
«мнимое», но более «реальное», чем «человек», в силу того, что его жизненным
пространством выступает историческое время. З., таким образом, — некая абстрактная
модель абсолютного существа, воспринимающего мир таковым, каков он есть, а
не через язык и установленные в нем «гештальты».
З., по Хлебникову, — это идеал, к которому должно
перманентно прийти человечество, воспроизводящее культурные смыслы и саму
культуру. Современное человечество, по мысли Хлебникова,
может постепенно стать неким подобием З. Для этого ему необходимо превратиться
в «божественное человечество», т.е. выявить, осознать и полностью овладеть
фундаментальными законами природы, и прежде всего,
законами времени. А это достижимо лишь тогда, когда человечество поверит
в собственные силы и будет, как это пристало богам, «веровать в самое себя».
Если для Ницше «Бог мертв; из-за сострадания своего к людям умер Бог», то
для Хлебникова соответственно — «Бог умер, когда люди научились
сами быть богами». Знание законов исторического времени раскроет перед человечеством
смысл истории, знание скрытых языковых смыслов позволит «вслушаться» в «Голос
Вселенной»... Поскольку, по мысли Хлебникова, законы
времени едины как для отдельного человека, так и для исторически конкретного
государства, ученый будущего, обладающий качествами З., легко сможет предсказывать
собственную судьбу; а если каждый человек будущего (см. «Будетлянство») станет таким ученым и скоординирует свои усилия
с другими, то возможно, полагал он, не только окончательное освоение времени,
но и полная победа над ним, подчинение его единой воле «божественного человечества».
По мнению Хлебникова, в будущем законотворчество
будет носить обязательный характер, в силу чего им делались попытки предсказать
пути становления общества будущего параллельно процессу формирования нового
типа нравственности «божественного человечества», достигшего неизмеримо высокой
ступени развития.
Ф.В. Пекарский
|