ВЛАСТЬ — в классических философских концепциях — особое
отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. в терминах воли (субъективной
или коллективной) и дихотомии «господин — раб» восходит к Платону и Аристотелю.
Преодолевая доминировавшие в средневековье сакральные представления о В.,
Макиавелли выдвинул идею о светском характере В., необходимой для сдерживания
эгоистической природы человека и определяемой тактическими соображениями в
отношениях «государь — подданные». В доктрине европейского либерализма (Локк,
Гоббс и др.) нашли свое развитие рационалистические взгляды на природу, источники
и функции В. Работы Маркса и Энгельса сместили акценты на исследование политической
В., основанной на классовых антагонизмах и определяемой
в конечном счете материально-производственными отношениями. Проблема
В. была систематически проанализирована в социологии М.Вебера, который ввел
понятие легитимности господства (признания В. управляемыми индивидами), выделил
легальный, традиционный, харизматический виды, а также личностный и формально-рациональный
типы В. В настоящее время при анализе В. принято рассматривать в качестве
видов политическую, экономическую, государственную, семейную В., учитывать
различные ее формы (господство, руководство, управление, организация, контроль)
и методы (авторитет, право, насилие). Неклассические философские версии
В. связаны со снятием оппозиции «правитель — подчиненный», пересмотром понимания
В. как чисто идеологического, подконтрольного разуму феномена и рассмотрением
ее в более широких философских контекстах. С первым наброском такого подхода
выступил Ницше. Он дезавуировал деятеля-субъекта как «присочиненного» к волевому
акту. Безличная сила «воли к В.» лежит, по Ницше, в основании существования;
познание мира, будучи «волей к истине», оказывается формой проявления иррационального
полифункционала «воли к В.». Идеи генеалогического
исследования В. (по Ницше) были восприняты современной французской
философией от структурализма до «новых левых». Фуко, исследуя
комплексы «В. — знания», рассматривал «структуры В.» как принципиально децентрированные
(лишенные иерархически привилегированной точки — Суверена) образования, специфика
которых в том, что они — «везде». Эта «вездесущность» В. задает ее
новое видение как лишенного теологического измерения самоорганизующегося процесса
взаимоориентации, конфликтующих отношений, пронизывающего
силовыми полями весь социум. Природа В., по Фуко, обращена к сфере бессознательного, существуя
в модусе самосокрытия, она обнаруживает свои подлинные
«намерения» на микроуровне социальной жизни (классификация
удовольствия, ритуал исповеди, локализация секса и т.п.), на поверхности кристаллизуясь
в государственные институты и социальные гегемонии. Р.Барт
развивает и перерабатывает в русле «политической семиологии» ницшеанские интуиции
об укорененности В. в «самом начале языка». Он демонстрирует,
что язык, считающийся нейтральным средством коммуникации, на самом деле пропущен
через механизмы вторичного означивания (идиоматические смыслы, жанровые конвенции
и т.п.), имеющего идеологическую природу и обеспечивающего языку социальную
действенность и статус дискурса. Таким образом,
В., по Р.Барту, осуществляется в форме дискурсивных стратегий, на
службе у которых оказывается индивид в силу самого факта употребления языка
и которые в совокупности образуют первичный уровень принуждения. Более радикальные
трактовки В. содержатся в работах Делеза и Гваттари
(В. как субпродукт «производства желания»), проясняющих бытийные аспекты В.
через образы «В. ткани», «В. организма» и т.д. Общая направленность неклассических
концепций В. заключается в выявлении форм и методов принуждения, осуществляемых
помимо сознания индивидов, что определяет переход от попыток дефиниции В.
к ее систематизированному описанию.
А.А. Горных
|