Постмодернизм
Энциклопедия
Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко

Оглавление
 

УСКОЛЬЗАНИЯ ЛИНИИ (фр. lines de fuite) — понятие постмодернистской номадологии, фиксирующее особенность системной организации ризомы (см. Ризома, Номадология). Эта особенность обусловлена принципиально неструктурным характером ризоморфной среды, не допускающим жесткой фиксации связей и отношений ее элементов друг с другом: «в отличие от деревьев и их корней», ризома не устанавливает обязательных соотношений между выделенными своими фрагментами: «каждая из линий не обязательно соединяется с другой линией того же типа» (Делез, Гваттари). Таким образом, перманентные и принципиально случайные «коммуникации между дифференцированными линиями запутывают генеалогические деревья» (см. Идиографизм). Важнейшее для системного анализа понятие «позиции», выражающее как топографическое место, так и семантико-аксиологический статус объекта внутри системы, метафорически связывается номадологией с семантической фигурой «точки» как жестко фиксированной в соответствующей системе координат. Рассматривая ризоморфные среды как принципиально процессуальные, постмодернизм в целом отказывается от самой идеи точки, выдвигая на смену ей идею линии: по оценке Вирилио, «скорость преобразует точку в линию», а потому credo номадологии конституируется следующим образом: «создавайте ризому, а не корни..! Не будьте ни единым, ни множественным, станьте множеством! Рисуйте линии, а не точки! /выделено мною — M.M./ (Делез, Гваттари). В соответствии с данной установкой номадология моделирует ризоморфную организацию не как жестко фиксированное в своей конфигурации множество точек, но как подвижное множество линий: «в ризоме нет точек или позиций, подобных тем, которые имеются в структуре», — ее организацию конституируют «только линии», причем линии также не константные, но прочерченные в процессуальности движения точек, т.е. перманентно изменяющиеся (топографически ускользающие), лишь сиюминутно значимые (ускользающие в семантическом отношении) в общем контексте детерриториализационных процессов (см. Детерриториализация). Именно и только посредством этих УЛ. ризома организована как своего рода сеть, пространственно локализованная на поверхности предмета: «множества определяются... посредством абстрактной линии, линии ускользания, или детерриториализации, следуя которой, они существенно изменяются, вступая в отношения с другими» (см. Поверхность, Плоскость). Таким образом, ризоморфная организация не задает семантически жесткие и жестко воспроизводящиеся связи между точками («связывает одну какую-нибудь точку с какой-нибудь другой»), — напротив, ее целостность может быть помыслена лишь как целостность УЛ. И если в процессуальности ризомы, в принципе, могут быть зафиксированы условные «линии артикуляции и расчленения, страты, территориальности», то специфику ее, тем не менее, определяют именно У.Л. — «линии ускользания, движения детерриториализации и дестратификации» (Делез, Гваттари): именно «сравнительные скорости течений вдоль этих линий порождают феномены относительной задержки, торможения или, наоборот, стремительности и разрыва. Все это — линии и сравнительные скорости — составляет внутреннюю организацию» ризомы (см. Разрыв). В этом отношении ризоморфная целостность принципиально не может интерпретироваться как замкнутая: «ризома не начинается и не завершается. Она всегда в середине, между вещей, меж-бытие, интермеццо», — между тем, феномен «середины» интерпретируется номадологией именно как топос, порождающий трансформационные движения: «середина — вовсе не средняя величина, напротив, это место, где все обретает скорость» (Делез, Гваттари). В этом отношении У.Л. обретают семантику векторов трансформаций, переводящих акценты в оценке процессуальности с парадигмы бытия на парадигму становления (см. Переоткрытие времени, Становление). Противопоставляя презентированную в метафоре дерева классическую парадигму и парадигму постмодернистскую, Делез и Гваттари пишут в этом контексте: «дерево — это родственная связь, а ризома — это союз и только союз», сиюминутный и принципиально ускользающий от консервации, — «дерево ассоциируется со словом «быть», а ризома, чтобы стать сетью, всегда предлагает конъюнкцию «и...и...и». У этой конъюнкции достаточно сил, чтобы надломать и искоренить слово «быть»...» (см. Дерево, Корень). (См. также Плато.)

М.А. Можейко
 
Главная страница


Нет комментариев.



Оставить комментарий:
Ваше Имя:
Email:
Антибот: *  
Ваш комментарий: