ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ
СЕМИОТИКА — понятие, введенное Апелем. В Т.С. Апелем определена двоякая тенденция:
развитие трансцендентальной прагматики и трансцендентальной герменевтики.
Такое подразделение вызвано его стремлением к синтезу аналитической и герменевтической
традиций. Их трансцендентальные характеристики связаны с функциями метаязыковой
рефлексии, трансформирующей Т.С. в феномен семиотической метафилософии. 1.
Трансцендентальная прагматика. Метаязыковые функции философской рефлексии
реализуются под влиянием культурных, социальных, личностных и прочих факторов.
Эти факторы воплощаются в особенностях риторики и философского дискурса. Философский
дискурс рассматривается с точки зрения универсального измерения: логическое
обоснование сменяется аргументативным, выражающим позицию принятия консенсуса языка и смысла в процессе
коммуникации. Трансцендентальная прагматика разъясняет и аксиологический аспект
философии (этические, эстетические, познавательные ценности). Риторика приобретает
определенную идеологическую оформленность. 2. Трансцендентальная
герменевтика обоснована в качестве специфической трактовки трансцендентальной
семантики и трансцендентальной синтактики. А) Трансцендентальная семантика
предполагает: описание механизма перехода метаязыка в некую онтологию [структурирование
модели «мира»; выделение главного и второстепенного (дилемма объективного
и реального); функционирование языка в разъяснении «идеи», «сущности», «структуры»
бытия]. Б) Трансцендентальная синтактика предполагает: рассмотрение организации
текстовых и контекстных уровней; создание правил и норм аргументации (грамматика
как универсальный принцип); синтез различных типов дискурса (аргументативный,
стратегический, коммуникативный, формально-прагматический и др.). Установка
Т.С. в социальной эволюции конструирует «трансцендентальное коммуникативное
сообщество» — сообщество свободных (без ограничений со стороны власти) индивидов
по установлению объективности и истинности притязаний к общению. Подобный
метод (концепция) послужила дополнением к культивированию философских и культурных
исследований 20 в., нацеленных на выявление эмоционально-психологических,
этно-демократических, социально-профессиональных, возрастных и иных факторов,
в расшифровке тенденций изменений социальной реальности. (См. также Публика,
Коммуникация, Хабермас.)
Е.В. Матусевич
|