ТОЖДЕСТВА ФИЛОСОФИЯ
— понятие, используемое философией постмодернизма для характеристики философии
классического типа, фундированной презумпцией наличия универсальной закономерности
мироздания (см. Логос, Логоцентризм, Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм).
По оценке постмодернизма, проблемно-концептуальные поиски философского мышления
подобного типа центрируются вокруг двух фундаментальных «тем»: в проблемном
поле онтологии это «тема универсальной медиации», в сфере гносеологии — «тема
изначального опыта» (Фуко). Первая из них аксиоматически постулирует в качестве
наличного «смысл, изначально содержащийся в сущностях вещей», что инспирирует
такое построение философской онтологии, «когда повсюду обнаруживается движение
логоса, возводящего единичные особенности до понятия и позволяющего непосредственному
опыту сознания развернуть, в конечном счете, всю рациональность мира» (Фуко).
Так, применительно к носителям научной рациональности классического типа неоднократно
отмечалась (и не только постмодернизмом) свойственная им «непоколебимая вера
в то, что любое подробно изученное явление может быть совершенно определенным
образом — путем специализации общих принципов — соотнесено с предшествующими
ему явлениями. ...Именно такое инстинктивное убеждение... является движущей
силой научного исследования, убеждение в том, что существует некая тайна и
что эта тайна может быть раскрыта» (Уайтхед). Уайтхед усматривает глубокие
социокультурные корни данного феномена, полагая, что «указанное направление
европейской мысли... берет свое начало из существовавшей в средние века непререкаемой
веры в рациональность Бога, сочетающего личную энергию Иеговы с рациональностью греческого философа. Ни одна деталь
не ускользнула от его бдительного ока, каждой мелочи он нашел место в общем
порядке». На этой основе в классической культуре формируется образ мира как
книги и соответственная интерпретация когнитивных процессов: по выражению
Фуко, «если и наличествует дискурс, то чем еще он может быть, как не скромным
чтением?» (см. Понимание, Герменевтика). В противоположность
классической традиции, постмодернизм аранжирует обе названные «темы» философского
мышления в радикально альтернативном ключе: презумпция имманентной пронизанности
мироздания универсальным логосом сменяется презумпцией его фундаментальной
хаотичности (см. Постмодернистская чувствительность), а трактовка познавательного
процесса как процедуры декодирования («чтения») имманентных бытию смыслов
уступает место отказу от классической идеи референции и трактовке смысла как
конституирующегося в семиотическом процессе и принципиально неатрибутивного
объекту или тексту (см. Пустой знак, Означивание, Трансцендентальное
означаемое). (См. также Различия философия.)
М.А. Можейко
|