ТЕКСТОВОЙ АНАЛИЗ
— одна из методологических стратегий постмодернистской текстологии, призванных
представить текст как процесс нон-финального смыслогенеза. Т.А. конституирован
Р.Бартом в первой половине 1970-х в контексте аналитики художественных текстов
(«S/Z», «Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По» и др.). Базисной идеей
Т.А. выступает идея соединить постструктуралистские установки на аналитику
наличной структуры текста, с одной стороны, и постмодернистское видение текста
как принципиально аструктурной ризоморфной (см. Ризома, Номадология) среды
смыслогенеза: «в наших исследованиях должны сопрягаться две идеи, которые
с очень давних пор считались взаимоисключающими: идея структуры и идея комбинаторной
бесконечности». Согласно позиции Р.Барта (и в специфике этой позиции нельзя
не увидеть особенности творческой эволюции данного автора), «примирение этих
двух постулатов оказывается необходимым потому, что человеческий язык, который
мы все глубже познаем, является одновременно и бесконечным, и структурно организованным».
Т.А. принципиально отличен от традиционного (так называемого «объясняющего»)
анализа текста, результаты которого объективировались в семантическом пространстве,
очерченном классическим пониманием детерминизма (см. Неодетерминизм, «Смерть
Бога»): Т.А. «не стремится выяснить, чем детерминирован данный текст, взятый
в целом как следствие определенной причины; цель состоит скорее в том, чтобы
увидеть, как текст взрывается и рассеивается в межтекстовом пространстве»
(Р.Барт). По Р.Барту, «текстовой анализ не ставит себе целью описание структуры
произведения; задача видится не в том, чтобы зарегистрировать некую устойчивую
структуру, а скорее в том, чтобы произвести подвижную структурацию текста
(структурацию, которая меняется от читателя к читателю на протяжении Истории),
проникнуть в смысловой объем произведения, в процесс означивания» (см. Означивание).
В связи с этим стратегия Т.А. фундирована принципиальным отказом от возможности
обнаружения «единственного» (имманентного, корректного и т.п.) смысла текста;
однако в столь же малой степени Т.А. подчинен задаче экспликации всех потенциально
возможных его смыслов («это было бы невозможно, поскольку текст бесконечно
открыт в бесконечность»), — речь идет об аналитической процедуре, которая
имеет своим предметом процессуальности смыслогенеза: «прослеживать пути смыслообразования»,
выявляя «те формы, те коды, через которые идет возникновение смыслов текста»
(Р.Барт). Таким образом, сущность Т.А. может быть зафиксирована следующим
образом: «мы не стремимся реконструировать структуру текста, а хотим проследить
за его структурацией» (Р.Барт). Необходимой предпосылкой осуществления Т.А.
выступает, по Р.Барту, адаптация исследователем таких презумпций постмодернистской
текстологии, как: 1) презумпция семантической открытости текста: «основу текста
составляет не его закрытая структура, поддающаяся исчерпывающему изучению,
а его выход в другие тексты, в другие коды, в другие знаки» (см. Пустой знак,
Означивание, Трансцендентальное означаемое); 2) презумпция интертекстуальности:
«текст существует лишь в силу межтекстовых отношений» (см. Интертекстуальность,
Конструкция); 3) презумпция принципиальной неполноты любого прочтения текста
(а процессуальность ТА., по Р.Барту, реализуется именно в контексте процедур
чтения, но «чтения как бы в замедленной съемке»): «потеря смыслов есть в известной
мере неотъемлемая часть чтения: нам важно показать отправные точки смыслообразования,
а не его окончательные результаты» (см. Чтение, «Смерть Автора»). При существенных
семантико-методологических различиях, Т.А., с точки зрения его статуса, занимает
в концептуальной системе Р.Барта такое же место, что и стратегия деконструкции
в концептуальной системе Деррида.
М.А. Можейко
|