«СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ
НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. Сравнительный анализ синергетической
и постмодернистской парадигм» — монография М.А.Можейко (Минск, БГЭУ, 1999),
посвященная выявлению статуса феномена постмодернизма в современной культуре.
Центральной гипотезой, выдвинутой в данной работе, является гипотеза о том,
что процесс формирования концепции нелинейных динамик, являющейся передовым
рубежом развития современной методологии, объективно осуществляется в современной
культуре во встречном усилии двух векторов — естественно-научного (представленного,
в первую очередь, синергетикой) и гуманитарного (репрезентированного философией
постмодернизма). В рамках обоснования данной гипотезы Можейко впервые осуществлен
сравнительный анализ постмодернистской и синергетической исследовательских
матриц и показана конгруэнтность их методологических оснований. Так, применительно
к постмодернизму, в «С.Т.Н.Д.вС.К. « показано, что теоретические построения,
предлагаемые философией постмодернизма, могут быть рассмотрены как концептуальные
абстрактные модели нелинейных динамик, ибо демонстрируют (по всей глубине
сопоставления) конгруэнтность (по парадигмально-методологическому критерию)
с синергетической исследовательской матрицей: 1 ) на материале анализа исчерпывающего
многообразия постмодернистских философских построений доказывается, что феномен
самоорганизации нестабильной среды выступает в качестве предмета изучения
практически во всех постмодернистских аналитиках, а исходной презумпцией постмодернистских
моделей любой процессуальности выступает презумпция креативного потенциала
неравновесной хаотической среды (см. Ризома, Эротика текста, Гул языка, Хронос,
Номадология); 2) обосновывается бифуркационная природа процедур самоорганизации,
моделируемых в постмодернистских аналитиках (см. Событийность); 3) на основании
анализа игровой модели универсума в постмодернизме в «С.Т.Н.Д.вС.К. « показано,
что постмодернистская философия фундирована признанием фундаментального статуса
случайной флуктуации в динамических процессах (см. Дискурс, Неодетерминизм);
4) выявлена конгруэнтность интерпретации феноменов внешнего и внутреннего
в синергетике и постмодернизме, — в частности, показано, что как в текстологических
(концепция интертекстуальности), так и в нетекстологических (концепция складки)
версиях постмодернизма внутреннее трактуется в качестве продукта интериоризации
внешнего, что парадигмально совпадает с синергетической трактовкой роли внешней
среды в самоорганизационных процессах (см. Интертекстуальность, Складка, Складывание);
5) в теоретических построениях постмодернистской философии обнаружены модельные
аналоги диссипативных структур (см. Плато); 6) выявлен изоморфизм методологических
установок синергетики и постмодернизма в трактовке макротрансформаций в качестве
продукта кооперативных взаимодействий составляющих их элементов на микроуровне
(см. «Дикий опыт»); 7) обнаружены модели аттрактивных зависимостей в постмодернистских
построениях (см. Перехват кода) и др. Таким образом, в «С.Т.Н.Д.вС.К.» показано,
что парадигмальные матрицы нелинейного описания хронологически параллельно,
но содержательно независимо друг от друга вырабатываются и в рамках синергетической,
и в рамках постмодернистской традиций. На основании этого последние интерпретированы
в «С.Т.Н.Д.вС.К.» в качестве предметно специфицированных версий вызревающей
в современной культуре интегральной системной методологии исследования нелинейных
процессов. Проведенный в «С.Т.Н.Д.вС.К.» анализ постмодернистского типа философствования
позволил обосновать значимый статус постмодернистской философии в современной
культуре, вписанность ее проблематики в наиболее актуальное проблемное поле
современных концептуальных изысканий, выявить методологический потенциал постмодернизма.
Можейко показано, что постмодернизм выполняет в современной культуре исконно
присущую философии функцию: а именно — функцию выработки и концептуальной
апробации понятийных средств описания и анализа тех форм и уровней организации,
которые еще только осваиваются современной (по отношению к соответствующей
философии) культурой. Так, в философском постмодернизме шлифуются понятийные
средства, необходимые для адекватного описания неравновесных самоорганизующихся
систем (как в свое время шлифовались в философском языке понятийно-логические
средства, необходимые для описания систем динамических, а потом — развивающихся).
В «С.Т.Н.Д.вС.К.» показано также, что философия постмодернизма (несмотря на
многообразие представленных в ее концептуальном пространстве проектов) обладает
несомненным парадигмальным статусом, поскольку, во-первых, формирует специфическую
модель видения реальности (своего рода картину мира), основанную на презумпциях
креативной хаотичности и семиотической артикулированности бытия (см. Постмодернистская
чувствительность, Руины, Ирония, Deja-vu, Хаос), и во-вторых, вырабатывает специфические
идеалы и нормы описания и объяснения мира, рефлексивно осмысленные в постмодернистской
нарратологии и заключающиеся в принципиальном и программном плюрализме (см.
Нарратив, Нон-селекции принцип), и идеалы и нормы организации знания, находящие
свое выражение в программном когнитивном релятивизме (поворот от стратегии
alterity к стратегии mutuality), основанном на концепции
«заката метанарраций» (см. Закат метанарраций). Сравнение синергетической
и постмодернистской моделей нелинейных динамик обнаруживают также близость
тех парадигмальных сдвигов, которые порождены ими соответственно в естественно-научном
и гуманитарном познании. К числу наиболее значимых таких сдвигов, в «С.Т.Н.Д.вС.К.»
отнесены следующие: 1) как синергетика в естествознании, так и философия постмодернизма
в гуманитаристике инспирируют переосмысление детерминизма в плане нелинейной
его интерпретации. Новая трактовка детерминизма предполагает радикальный отказ
от презумпции принудительной каузальности, т.е. идеи наличия внешней по отношению
к исследуемому процессу причины (см. Неодетерминизм); 2) синергетическая и
постмодернистская модели нелинейных динамик отказываются от классической номотетики
и задают парадигмальную ориентацию на плюральную множественность описаний,
посредством которой только и может быть зафиксирован нестабильный самоорганизующийся
объект. Идиографический метод не просто выдвигается в современной культуре
(как в естественно-научной, так и в гуманитарной ее традициях) на передний
план, но и претендует на статус универсальной методологии, — наряду с сохраняющим
в частных случаях значение номотетизмом (см. Идиографизм); 3) становление
синергетической и постмодернистской моделей нелинейных динамик позволяют содержательно
ввести в поле концептуальной аналитики феномен темпоральности, что знаменует
собою парадигмальный поворот современной науки «от существующего к возникающему».
Проведенный в «С.Т.Н.Д.вС.К.» анализ конкретных постмодернистских аналитик
(концепция истории, текстология и др.) позволяет констатировать, что постмодернистская
интерпретация темпоральности отвечает сформулированной синергетикой задаче
синтеза концепций бытия и становления (см. Переоткрытие времени); 4) эволюция
синергетической и постмодернистской исследовательских программ инспирирует
отказ естественно-научной и гуманитарной традиций от презумпции бинаризма,
и в частности — от парадигмальной субъект-объектной оппозиции, выступавшей
в культуре западного типа основной семантической осью классического и неклассического
стилей мышления (см. Бинаризм). Распад субъект-объектной оппозиции влечет
за собой и снятие раскола культурной среды на «две культуры» (традиционный
дуализм «наук о природе» и «наук о духе»), что открывает широкие возможности
для взаимно плодотворного диалога естественно-научного и гуманитарного познания.
Кроме того, отказ от идеи внеположенности объекта субъекту, презумпция его
имманентной для субъекта значимости инспирируют в современной культуре поворот
от праксеологически ориентированного активизма к ценностям диалогического
типа отношений, находящих свое выражение в идеале глобальной цивилизации как
основанной на антропо-природной гармонии и этнокультурном полицентризме. (См.
также Нелинейных динамик теория.)
В.И. Овчаренко
|