СОЦИАЛЬНОСТЬ — пакетное понятие, пространство адекватных
интерпретаций которого: 1) соотносится по объему с содержательной и функциональной
«нагруженностью» терминов «история», «культура»
и т.п.; 2) относимо к предметностям классической и неклассической социологии;
3) отражает взаимообусловленность индивидного («атомарного», «ядерного») бытия
людей, с одной стороны, и над-индивидуальных структур
социальной статики и социальной динамики, с другой. Неразрывное единство фрагментированных единиц человеческого
бытия и коллективных форм их существования /читай: совместное, коллективистское
по форме воспроизводство дискретной социальной реальности — А.Г./ конституирует амбивалентность социально-гуманитарного познания. В границах
последнего различимы познание социального (анализ
общественных структур и закономерностей различной степени общности, т.е. опосредованно-общественного)
и гуманитарное познание (конкретно-индивидуальное описание феноменов
социальной жизни, т.е. непосредственно-личного). В классических своих
трактовках С. выступала в качестве структуры: а) внешней для индивидов; б)
противостоящей им (как коллективистское начало); в) центрированной на репертуары
«стягивающего» взаимодействия людей. Кардинальная историческая трансформация
базовых форм С. была зафиксирована посредством ряда совпадающих финальных
характеристик в различных языках социальных описаний 20 ст. (постмодернистская
философия, интеракционизм, теории коммуникативного
действия, социальная феноменология и т.д.). [См. Постистория, «Смерть субъекта», «Смерть Автора», «В тени молчаливого
большинства, или Конец социального» (Бодрийяр),
Социология.]
A.A. Грицанов
|