СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
— раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие
общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы,
логику социальных процессов. Доминантной характеристикой С.Ф. как совокупности
социально-нормативных учений можно считать установление норм общественной
жизни, а не рассмотрение ее в конкретной действительности. В качестве пограничной
дисциплины С.Ф. анализирует общественные проблемы в контексте категориально-понятийных
рядов теоретической социологии, с одной стороны, и сопряженных дисциплин (политической
экономии, антропологии, культурологии, психологии и др.), — с другой. Родоначальниками
этой традиции в 19 в. выступили Сен-Симон, Конт, Маркс и Энгельс, Спенсер,
а также представители социологического психологизма. Неомарксизм 20 ст. соединил
социологическую парадигму теоретической реконструкции общества с философско-антропологическим
и психологическим подходами. (Согласно Хоркхаймеру, С.Ф. — это рефлексия общественной
теорией своей собственной социальной обусловленности, что и делает данную
теорию «истинно критической».) В современном обществе С.Ф. становится рефлексирующим
выражением динамики развития современного обществознания, «в границах» которого
она оказывается. С.Ф. продолжает линию классической философии истории, занимаясь
проблемами социальной эволюции и направленности общественных процессов. Не
постулируя схем исторического процесса, систем его ценностей и смыслов, С.Ф.
опирается (прямо или косвенно) на опыт повседневной деятельности людей и результаты
исследований социально-гуманитарного плана. Между философией истории и современной
С.Ф. отсутствует непосредственная связь: «лакуна» была почти на столетие заполнена
позитивистскими схемами исследования и социологией, которая стремилась элиминировать
вопрос о философском осмыслении социального бытия и его познания. В середине
20 в. социология была вынуждена отступить перед проблемой «человеческого измерения»
процессов трансформации социальных систем и признать вопрос о «возвращении
людей в теорию» (Хоманс). С.Ф. оказалась перед необходимостью формировать
мировоззрение, опирающееся на проблемность социального бытия и познания и
дающее некую систему ориентиров человеческой деятельности. В плане динамики
и циклического представления социальных процессов мировоззренческая и методологическая
функции С.Ф. оказываются взаимообусловленными, а сама С.Ф. предстает особой
формой рационального знания, осознающей прерывность социального процесса и
обеспечивающей эвристическое понимание его континуальности. В последней четверти
20 в. С.Ф. находит новые импульсы саморазвития в границах радикальной социологии
(Гоулднер и др.) и в постструктурализме (Фуко и др.).
A.A. Грицанов
|