СКРИПТОР («пишущий») — понятие, сменившее в постмодернистской
текстологии традиционное понятие «автор» (см. Автор, «Смерть Автора») и фиксирующее
отказ философии постмодернизма от наделения субъекта письма: 1) причиняющим
статусом по отношению к тексту; 2) личностно-психологическими характеристиками
и даже 3) самодостаточным бытием вне рамок пишущегося текста.
Согласно постмодернистской текстологии, в принципе «не существует субъекта
письма» (Деррида). По формулировке Р.Барта, С. «рождается одновременно с текстом
и у него нет никакого бытия до и вне письма, он отнюдь
не тот субъект, по отношению к которому его книга была бы предикатом». Письмо
являет собой «единственно возможное пространство, где может находиться субъект
письма» (Р.Барт). Фигура автора тотально утрачивает свою психологическую артикуляцию
и деперсонифицируется: по оценке Кристевой, автор становится «кодом, не-личностью,
анонимом», и «стадия автора» — это в системе отсчета текста «стадия нуля,
стадия отрицания и изъятия». Фактически С. есть не более, чем носитель языка, и письмо, таким образом, «есть изначально
обезличенная деятельность» (Р.Барт). По мысли Фуко, оно фундировано презумпцией
«добровольного стирания»: «маркер писателя теперь — это не более, чем своеобразие его отсутствия». В контексте концепции интертекстуальности
(см. Интертекстуальность) С. фактически «превращается в пустое пространство
проекции интертекстуальной игры» (М.Пфистер), ибо, согласно М.Бютору, в сущности,
«не существует индивидуального произведения. Произведение индивида представляет
собой своего рода узелок, который образуется внутри культурной ткани и в лоно
которой он чувствует себя не просто погруженным, но именно появившимся в нем».
М.А. Можейко
|