READY MADE — художественная практика искусства, предполагающая использование
в процессе творчества готовых (R.M.) предметов (искусство модерна) или
текстов (искусство постмодерна) и их непосредственное включение (в качестве
элементов или модулей) в художественное произведение, которое в данном контексте
понимается как конструкция (см. Конструкция). Традиция R.M. генетически восходит к раннему модерну, культивировавшему
использование в коллажных композициях (см. Коллаж) готовых предметов. Так,
идея R.M. была высказана еще в рамках кубизма («писать красками
вовсе не обязательно: можно писать и самыми обычными предметами, — например,
галстуками» у Г.Аполлинера — см. Кубизм), а жанровое начало искусству «R.M.» было положено поздним футуризмом (см.
Футуризм) и дадаизмом (см. Дадаизм): тяготение футуризма к «деланью вещей»
(«Памятник бутылке» У.Боччони, «металлоконструкции» Прамполини и др.), пост-футуристское
направление «новой реальности» (от звукового моделирования различных реальностей
— типа «концерта большого города» Л.Руссоло — до «космических» моделей новых
миров); в дадаизме — объемные аппликации на дереве и картоне Г.Арпа, «мерцы»
К.Швиттерса, представляющие собой композиции из обрывков тряпья, трамвайных
билетов, пучков волос, обломков детских игрушек и дамских корсетов и т.п.
По оценке М.Дюшана, «живопись кончилась. Кто может сделать лучше, чем сделан
этот винт! Скажи, ты можешь так сделать?». Позднее, в зрелом модернизме, обрисованная
художественная технология обрела программный статус: «я привлекаю внимание
к абстрактным свойствам банальных вещей» (Р.Лихтенштейн). Художественная практика
неоконструктивизма (см. Неоконструктивизм) развивает конституированную футуризмом
и дадаизмом (начиная от эпатажно известного экспонирования М.Дюшаном «Сушилки
для бутылок» и «Писсуара») практику чистого «R.M.»: смятые автомобильные конструкции Дж.Чемберлена, композиции
Дж.Дайна «Лопата», «Кухня» и др., знаменитые «Банки из-под кофе» и «Три флага»
Дж.Джонса, «шелкография» Р.Раушенберга как синтезирующая в единой композиции
не только изобразительные фрагменты, но и внедренные на холст бытовые предметы:
часы, мешки для овощей и др. (см. Pop-art). В кинетическом искусстве прием R.M. обретает новое качество, непосредственно сопрягаясь
с элементами технического творчества: в качестве «готовых» объектов, включаемых
в конструкцию художественного произведения, в данном случае выступают, как
правило, детали механизмов, моторы, фрагменты приборов и т.п. (см. Кинетическое
искусство), что в перспективе приводит парадигму R.M. в соприкосновение с парадигмой «машинного
искусства» (см. Машинное искусство). В рамках «авангарда новой волны» (см.
«Новой волны» авангард) оформляется жанр «аккумуляции» как композиции готовых
предметов: «Кофейники» у Ф.Армана, живые «Лошади» Я.Коупеллиса в Римской галерее
и т.п. В контексте «искусства ABC» в качестве элементов произведения искусства выступают
«готовые» (более того — серийные) блоки-модули: «Пласт очень острых гвоздей»
В.де Мариа, «12 стальных пластин» К.Андре и т.п. (см. ABC-art); в контексте «невозможного искусства»
— природные объекты и среды: «Квадрат травы» Я.Диббета, «Соленая плоскость»
Д.Оппенгейма и т.п. (см. «Невозможное искусство»). Традиция жанра «R.M.», будучи переосмысленной в контексте современной текстологии
(где семантическая фигура «готового предмета» была заменена семантической
фигурой «готового текста»), легла в основу парадигмальной фигуры «украденного
объекта» в постмодернизме (см. «Украденный объект»). Кроме того, традиция
культивации жанра R.M., фундированного идеей рядоположенности различных по
природе элементов работающей конструкции, сыграла не последнюю роль в становлении
таких фундаментальных для современного постмодернизма презумпций, как презумпции
интертекстуальности, программной коллажности и ацентризма вербальных сред
(см. Ацентризм, Интертекстуальность, Коллаж), а также постмодернистской трактовки
художестенного произведения (текста) как конструкции (см. Текст, Конструкция).
М.А. Можейко
|