ПЛОТЬ — понятие
парадигмы Другого в границах философии постмодернизма,
выступившее результатом процедуры интеллектуального «оборачивания» (в контексте
идеи зеркальной обратимости мира) понятия «тело». Согласно Мерло-Понти, «мое
тело» и есть П., которую я впервые замечаю, сталкиваясь
с «телом Другого»: идея оптического обмена телами позволяет зародиться идее
телесной промежуточности, образу П. (см. Кэрролл). (По Сартру, П. — это не
тело, П. — это «клеевая прослойка» между двумя телами в результате обмена
касаниями: глаз становится взглядом, когда желает П. Другого.) В онтологическом
контексте Мерло-Понти полагал, что «плоть не является ни материей, ни духом,
ни субстанцией. Необходимо, чтобы ее означить, ввести старый термин «элемент»,
в том смысле, в каком он используется, когда говорят о воде, воздухе, земле
и огне, так сказать, в смысле chose générale... Плоть
именно в этом смысле является «элементом» Бытия». П. в рамках таких интерпретаций
позволительно интерпретировать как некую «стихию вещи», как своеобычную позицию
из рядов номенклатуры физических сил, — как то, посредством
чего и благодаря чему всякая вещь, любое тело и безразлично какое событие
могут осуществляться и существовать как эта — данная вещь, это — конкретное
тело, это — определенное событие. В рамках подходов «метафизик ландшафта»
именно состояние мировой П. (см. Плоть мира) обусловливает состояние, когда
«нейтральная топология поверхности» начинает обретать особые характеристики
в зависимости от тех сил-стихий, которые воплощают в себе элементы: П. мира
становится вязкой, жесткой... вновь становясь физически ощутимой... Потенциальные
среды, которыми она окутывает видимый мир, неожиданно становятся физически
определенными. Изначальная присутствуемость — это П. Потенциальная реальность
П. не может быть определена в терминах дали и близи,
консистенции и диффузии, субъекта и объекта, но скорее в терминах топологических:
П. как текущая поверхность, безразличная к событиям, которые на ней развертываются,
— она, естественно, не имеет глубины, «материальности», но в нее вписаны все
внешние и внутренние горизонты вещей, вписано и мое тело, ибо оно регулируется
в своем актуальном проявлении тем потенциальным полем телесных событий, что
создается первоначальным присутствием П. мира. На том уровне, где она проявляется,
она всегда удерживает вместе и друг в друге внутренний и внешний горизонт
актуального телесного опыта, не дает ему распасться и исчезнуть. Будучи невидимой
(по В.А.Подороге), она способна производить видимое. Земля — это П. Другого.
[Традиционно предполагается, что именно Другой различает
и отделяет элементы и их силы, формируя устойчивые структуры жизни, трансформирует
элементы стихий (воздух, огонь, небо, ветер) в определенность линейного абриса
земли, превращая ее в разнообразные тела, а последние — в объекты.] Перво-П.
выступают в таком случае «чистые» события мира в условиях его первозданной
абсолютной неразличаемости: ландшафтные складки (см. Складка) выравниваются,
П. трансформируется в «П.-в-себе» (Подорога), она (П.) более не в состоянии
актуализировать себя, «во-площать», — виртуальное,
не способствуя актуализации, замещает его. Внешнее, иное — более удаленное,
чем любая Внешность, «складывается», «изгибается» Внутренним, более глубоким,
чем любая Внутренность, тем самым созидая саму возможность
производного и продуктивного отношения между Внутренностью и Внешностью. Именно
такое «изгибание» или «сгиб» (описанные в концепции Мерло-Понти — Делеза)
и определяют собственно П. (помимо тела и сопряженных с ним объектов).
A.A. Грицанов
|