ОЗНАЧАЕМОЕ — термин,
используемый в семиотике для определения содержательной («умопостигаемой»)
стороны знака, отсылающий к «понятию» («знак» связывает не вещь и ее название,
но понятие и его акустический образ). О. неразрывно связано с означающим и
не может существовать без последнего. Термин «О.»
использовался и стоиками (греч. термин semainomenon — «понимаемое», «подразумеваемое»),
и средневековыми философами (Августин использовал для его обозначения латинский
термин signatum), однако детальную разработку получил в концепции де
Соссюра. Моррис использовал близкий по смыслу термин «десигнат». Деррида полагал,
что понятие (трансцендентального) О. лежит в основе фундаментальной для логоцентристской
традиции западной философии концепции репрезентации и мыслится как нечто внеположное
языку и существующее до него, нечто, «имеющее место» и умопостигаемое еще
до своего «(грехо)падения», до изгнания во внеположность
посюстороннего чувственного мира». По мысли Деррида, своей сугубо умопостигаемой
гранью О. отсылает к абсолютному логосу, а в средневековой теологии оно всегда
было повернуто к «слову и лику божьему». По сути основоположным О. можно считать
бытие. О., таким образом, призвано олицетворять истину или смысл, уже созданные
логосом и существующие в его стихии; оно (как и понятие знака в целом) выступает
в качестве наследника логоцентризма, которое идет рука об руку с определением
бытия сущего как наличности. (См. Соссюр, Означающее, Знак, Трансцендентальное
означаемое, Означивание.)
А. Р. Усманова
|