ОТЧУЖДЕНИЕ — философская
категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит
превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу,
становящуюся выше своих творцов и подавляющую их. В концепциях немецкой философской
классики 19 в. проблема О. увязывалась с трактовками человеческой деятельности
в контексте таких ее ипостасей, как «овещнение» и «опредмечивание». Гегель
впервые в мировой философии отметил, что в основе О. лежит отчужденная деятельная
сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся рабом потому, что весь объем
его деятельности был отчужден господину. В концепции О. Маркса, осуществившего
главным образом анализ явлений О. труда, была сделана попытка отделить О.
человеческих сил от процессов их обобществления и объективации. Маркс рассматривал
О. как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других,
т.е. О. трактовалось как продукт определенных общественных отношений — отношений
собственности. По Марксу, каждый человек отчужден от другого и от человеческой
сущности тем больше, чем выше уровень эксплуатации труда в данном обществе.
Впоследствии эта идея была вульгаризирована адептами марксизма-ленинизма,
которые сузили понимание собственности до объема еще не присвоенного вещественного
богатства других, а преодоление О. стали связывать с ликвидацией института
частной собственности посредством захвата власти люмпенизированными слоями
населения. В обществоведении и человековедении 20 в.
на первый план в изучении проблем О. вышел вопрос о «машинизированном»,
экстенсивном растрачивании человеческих и природных ресурсов. Создание интенсивных,
ориентированных на качество жизни форм производства, экономики, технологии,
социальной организации подчеркнули как значение личностных форм бытия людей,
их самореализации и развития, так и важность преодоления «самоотчуждения»
человека. Так, Хайдеггер полагал в качестве главной причины того, что бездомность
и отчужденность становятся мировой судьбой, то обстоятельство, что человек
познается (и потому существует) как «господин сущего», а не как «пастырь бытия».
По Хайдеггеру, налицо тенденция, при которой чем более действителен
создаваемый человеком мир, тем менее действительным становится сам человек.
Происходит «растворение» человека в мире, и на первый план выходит проблема
актуализации потаенных, сокровенных горизонтов и возможностей бытия людей.
Отражая спонтанность как значимый по сей день фактор эволюции
цивилизации наряду с естественным стремлением общества овладеть темпами и
направленностью социальных изменений, концепции О. и самоотчуждения людей
выступают своеобычным индикатором, философским «термометром» контролируемости
и гуманности развития человека и его истории. Масштаб этой проблемы, безусловно,
общепланетарен, ибо парциальных решений она не имеет.
A.A. Грицанов
|