OP-ART (визуальное искусство) (англ. optic, optical — оптический) — художественное
направление неоконструктивизма (см. Неоконструктивизм) в традиции зрелого
модернизма (см. Модернизм), ориентированное на моделирование пространства
(объема) и движения нетрадиционными для искусства средствами, предполагающими
отказ от исконных приемов живописи, графики и пластики. Представляет собой
особый этап в эволюции неоконструктивизма: выход на арену О.-А. был оценен
журналом «Art» (март 1965) как смена вех в неоконструктивистской программе:
«pop-art умер, да здравствует op-art!». Расцвет О.-А. приходится на 1965
(выставка «Чуткий глаз» в Нью-Йорке, где были представлены работы 75 авторов
из десяти стран), хотя идея «отказа от холста» была высказана еще в конструктивизме
1920-х (Германия, Россия) и в геометрическом абстракционизме (школа Баухауза).
Первые художественные опыты в сфере моделирования пространственно-динамических
сред были предприняты в начале 1930-х Г.Хаерле и в 1950-х В.Вазарели («Сверхновое»,
«Лейре»). Целью произведения искусства О.-А. теоретик данного художественного
направления С.Тиллим считает создание «оптической иллюзии /ср. с ригоризмом
борьбы с иллюзорностью сенсорного опыта в раннем модернизме: см. Кубизм, Экспрессионизм
— M.M.I одновременного
приближения и удаления планов динамически построенного пространства», достигаемой
за счет «особой организации цветовых фигур». В идеале при длительном рассматривании
произведения О.-А. должен возникать особый зрительный эффект, порождающий
иллюзию наблюдаемого движения элементов композиции («LL 36 К 14 х JNV» Дж.Альвиани, «Непрерывность
движения» Дж.Ле Парка, серия «Динамических видений» группы N и т.п.). — По
оценке М.Дюшана, предельным вариантом результата воздействия произведения
О.-А. на зрителя может считаться «морская болезнь». В плане раскрытия изобразительного
потенциала визуального искусства открытия в области О.-А. критики ставят в
один ряд с открытиями Шевреля в сфере цветоведения (С.Тиллим). По критерию
специфики художественной техники могут быть выделены четыре направления в
развитии О.-А.: 1) собственно оптическое, ориентированное на создание световых
эффектов посредством использования сложных технических приборов и оптических
систем: вращающиеся зеркала, фокусирующие и рассеивающие линзы, источники
света различной природы и т.п. (в сфере концептуального обоснования художественной
концепции О.-А. теоретики этого направления опираются на фундаментальную для
европейской культуры символику света, восходящую к неоплатонизму и глубоко
разработанную в христианской мистике); 2) так называемое «гештальт-геометрическое»,
ориентированное на создание геометрических конструкций из различных материалов
(чаще — стекла, металла, реже — дерева или пластика); 3) графическое, в рамках
которого переосмысливаются художественные приемы традиционной графики и произведение
строится как своего рода конструкция повторяющихся графических элементов,
расположенных друг относительно друга таким способом, чтобы вызвать иллюзию
их перманентного смещения; 4) синтетическое, в рамках которого приводятся
во взаимодействие все названные выше приемы (например, соответствующим образом
расписанные металлоконструкции могут быть использованы в качестве движущихся
каркасов для систем линз). О.-А. получил не только широкое (пусть и недолгое
— практически до конца 1960-х) признание (нашумевшие выставки 1960-х «Колористический
динамизм», «Одиннадцать вибраций», «Импульс» и др.), но и прикладное распространение:
графический О.-А. нашел широкое распространение в сфере дизайна (росписи стен,
текстиля, мебели и т.д.) и даже макияжа (от оформления века в стиле графического
О.-А., имитирующего движение взгляда на собеседника — до особой женской моды
конца 1960-х, предполагающей специальное «окно» в платье, обнажающее живот,
покрытый аналогичной росписью). Синтетическое направление О.-А. дало новый
импульс развитию синтетического искусства как такового, берущего свое начало
от дадаистской идеи «геометрической (хореографической и т.п.) поэзии» (см.
Дадаизм) и футуристической идеи «новой живописи» (см. Маринетти, Футуризм)
и нашедшего свое наиболее полное воплощение в авангарде «новой волны» (см.
«Новой волны» авангард).
М.А. Можейко
|