ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФОНО-ЛОГОЦЕНТРИЗМ
— понятие, введенное Дерридой для характеристики комплекса парадигмальных
установок культуры классического типа, фундированной такими глубинными презумпциями,
как: 1) презумпция возможности построения референциально понятой картины мира
(онтологии в традиционном значении данного термина — см. Онтология, Метафизика);
2) презумпция линейно понятого детерминизма, предполагающего применительно
к любому феномену и процессу наличие исчерпывающе объясняющей его внешней
квази-причины; 3) презумпция целесообразности как протекания общего мирового
процесса, так и отдельно взятых событий (см. Телеология, Автор); 4) презумпция
мышления в рамках жестких бинарных (как правило, асимметрично интерпретируемых)
оппозиций, одним из фундаментальных проявлений которой выступает маскулинный
характер культуры западного образца (например, отмеченный Хоркхаймером и Адорно
в «Диалектике Просвещения» мужской тип построения западной цивилизации и,
соответственно, мужской стиль мышления, свойственный западной культуре — см.
Бинаризм); 5) имплицитная ориентация западной традиции на тот пласт языка,
который представлен в звучании голоса (несмотря на наличие в данной культуре
выраженного акцента на письменной речи), — как отмечает Деррида, культивируемая
западной культурой иллюзия текстовой референции во многом завязана именно
на характерный для этой культуры «фоноцентризм»: «когда я говорю... не только
означающее и означаемое кажутся сливающимися в единство, но в этом смешении
означающее как бы растворяется, становится прозрачным, чтобы позволить концепту
предстать самому таким, каков он есть без отсылки к чему-либо другому кроме
своего присутствия... Естественно, опыт этот — обман, но обман, на необходимости
которого сложилась целая культура или целая эпоха... от Платона до Гуссерля,
проходя через Аристотеля, Руссо, Гегеля и т.д.» (см. Трансцендентальное означаемое);
и, наконец, 6) презумпция наличия глубинного имманентного смысла как бытия
в целом, так и отдельных событий (см. Логос, Логоцентризм). В противоположность
этому программной задачей культуры постмодерна выступает задача «деконструировать
все то, что связывает концепты и нормы научности с онтотеологней, с логоцентризмом,
с фонологизмом... Надо одновременно выйти из метафизических позитивизма и
сциентизма и акцентировать то, что в фактической научной работе способствует
ее избавлению от метафизических гипотез, тяготеющих от самых истоков на ее
определении и ее движении» (Деррида). В соответствии с этим, философия постмодернизма
осуществляет радикальную переориентацию на презумпции, полностью альтернативные
презумпциям О.-Т.-Т.-Ф.-Ф.-Л.: 1) презумпция «запрета на метафизику» в условиях
принципиальной мозаичности и семиотической вторичности мира в постмодернистской
его проекции (см. Постмодернистская чувствительность, Метафизика отсутствия,
Руины); 2) презумпция отказа от идеи внешней принудительной каузальности и
переориентация на видение предметности как находящейся в процессе самоорганизации
(см. «Смерть Бога», Шизоанализ, Ризома, Номадология); 3) презумпция отказа
от семантических фигур телеологического характера (см. Генеалогия, Событийность);
4) презумпция программного отказа от бинарных оппозиций типа объект — субъект,
Запад — Восток, мужское — женское (см. Бинаризм, Соблазн); 5) презумпция акцента
не на голосе, озвучивающем имманентный тексту смысл, но на самом тексте как
нестабильной среде генерации смысла (см. Пустой знак, Означивание, «Смерть
Автора», Скриптор); и, наконец, 6) презумпция отсутствия имманентного миру
смысла, логики бытия, которая могла бы быть эксплицирована в когнитивных актах,
понятых как герменевтические (см. Постмодернистская чувствительность, Дискурс,
Генеалогия).
М.А. Можейко
|