«НОВОЙ ВОЛНЫ» АВАНГАРД
— художественное направление в зрелом модернизме (см. Модернизм), осуществившее
радикальный отказ от классического понимания творчества и переход к трактовке
художественного произведения как не воплощенного в материале (в менее радикальных
своих версиях — как не обязательно воплощенного или воплощенного в материале
принципиально случайном). В силу сказанного в качестве одного из самоназваний
«Н.В.»А. фигурировал термин «нематериальное искусство». Основан на концепции «пневматизма» (от греч. pneuma
— дух) И.Клайна (1928 — 1962), фундированной пониманием творчества как творения:
можно сказать, что в этом контексте художник трактуется не как демиургос в
античном смысле этого слова (т.е. как субъект гилеморфического оформления
материала, конституирующего его в определенный предмет — в данном случае,
произведение искусства), но как Демиург в теистическом его понимании (т.е.
как субъект креации, не нуждающийся в исходной субстанции для творения).
И.Клайн постулирует, что художественное творчество есть
творение «из ничего», и произведение искусства в принципе не может быть объективировано
в материале, представляя собой «зону нематериальной живописной чувствительности»
(именно подобные «зоны» И.Клайн предлагал к обмену на золото в пустых залах
на своей персональной выставке в Париже в 1958, утверждая, что «высшее качество
нематериального должно быть оплачено высшим качеством материального»).
В этом отношении «Н.В.»А. является естественным результатом развития парадигмы
модернистского неоконструктивизма (см. Неоконструктивизм); программные
идеи «Н.В.»А. могут быть также генетически возведены к раннему модерну, —
в частности, к дадаистской программе отказа от традиционной «идеологии холста»,
ориентирующей художника на моделирование предметных коллажей (см. Дадаизм,
Коллаж), и к художественной практике pop-art,
основанной на презумпции создания конструкций из готовых («ready
made») предметов (см. «Ready made», Pop-art,
«Украденный объект»). В этом отношении «Н.В.»А. может быть рассмотрен
в качестве закономерного и необходимого этапа в общей эволюции художественного
модерна. «Н.В.»А. представлен такими художественными направлениями, как «ABC»-art, концептуальное искусство и «невозможное
искусство», в свою очередь, дифференцированное на традиции Sky-art, Sea-art, Land-work (см. «ABC»-art, Концептуальное искусство, «Невозможное искусство»).
Тяготея к «пневматизму» как к своему исходному концептуальному основанию,
ни одно направление «Н.В.»А., однако, не достигает заявленного в нем уровня
радикализма; ближе всего к осуществлению сформулированной И.Клайном программы
приближается такая ветвь «H.A.»А., как концептуальное искусство. В сфере художественной техники ориентирован на использование нетрадиционных
для искусства средств, предполагающих отказ от исконных приемов станковой
живописи, графики и пластики: формирование конструкций из бытовых предметов
или технических модулей; пластическое оформление композиций из людей и манекенов,
живых растений и животных, текстовых фрагментов; моделирование природных средств:
почвы, льда, облаков, пылевых бурь и т.п. — см. «Невозможное искусство».
Конституировавшись в конце 1960-х, «Н.В.»А. культивируется вплоть до конца
20 в. (премия Тернера, полученная Э.Гормли за выставку в галерее Тейт в Лондоне).
Развитый «Н.В.»А. художественный прием моделирования произведения посредством
свободной комбинации текстовых фрагментов послужил одной из предпосылок конституирования
в современном постмодернизме концепции интертекстуальности, а также семантической
фигуры «украденного объекта» (см. Интертекстуальность, «Украденный объект»).
М.А. Можейко
|