НОН-СЕЛЕКЦИИ ПРИНЦИП — регулятивный принцип постмодернизма
(эксплицитно сформулирован Д.В.Фоккема), реализующий себя в двух плоскостях:
1) в широком смысле (в контексте общей постмодернистской установки на культурный
плюрализм и отказ от видения культуры как аксиологически дифференцированной
на идеологический центр и оппозиционную ему несанкционированную культурную
периферию — см. Ацентризм) Н.П. означает презумпцию равновозможности и равного
права на параллельное сосуществование в децентрированном культурном
пространстве (см. Ацентризм) различных и даже взаимно альтернативных
культурных программ и стратегий (см. Закат метанарраций, «Мертвой руки» принцип);
2) в собственном смысле (в контексте текстологии и номадологии — см. Номадология,
Пустой знак, Означивание) Н.П. конституирует свое содержание на основе постмодернистской
интерпретации хаоса (см. Хаос). Возможность космизации
(упорядочивания) хаоса интерпретируется постмодернизмом как реализующаяся
в актах переходов его из одного осмотического состояния в другое: например,
бытие ризомы (см. Ризома) как реализующее себя посредством осцилляции между
этими состояниями, т.е., по формулировке Делеза и Гваттари, «меж-бытие, интермеццо»
(ср. с фундаментальной презумпцией современной синергетики «порядок из хаоса»
как реализующийся посредством осцилляционного механизма самоорганизации).
И если синергетика понимает хаос в качестве «достигнутого», а «достижения
хаоса» — как содержательно необходимый этап эволюционных преобразований от
простого к сложному, то и для постмодернизма идея достижения хаоса (а именно
— сознательного его создания) оказывается фундаментальной: состояние хаоса
понимается как достигнутое в результате целенаправленной процедуры по отношению
к семантическим средам: от предложенного в свое время А.Жарри в контексте
«патафизики» принципа «внесения хаоса в порядок» — до Н.П., эксплицитно
определенного Д.В.Фоккема как «преднамеренное создание текстового хаоса».
В аксиологическом плане Н.П. фактически изоморфен принципу
«равнозакония» у Деррида, в топико-организационном близок семантической фигуре
«бесовской текстуры» у Р.Барта и принципу «ускользания» у Делеза и Гваттари
(см. Бесовская текстура, Ускользания линии).
М.А. Можейко
|