НЕОБАРОККО («новое барокко» — предположительно от португал.
perola
barroca — жемчужина причудливой формы или от лат. barroco — мнемоническое
обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике) — термин,
употребляемый в рамках постмодернизма для обозначения состояния западного
общества конца 20 в., при котором вопреки расширению массовизации и унификации
на макроуровне доминируют дезинтеграционные процессы при одновременном усилении
интеграционных тенденций на уровне микрогрупп. Одним из первых понятие «Н.» использовал испанский философ
Х.Р.де Вентос. По мнению представителей постмодернизма, основные черты мироощущения,
стиля жизни и состояния культуры барокко вновь обозначились в обществе конца
20 в., что дает основание назвать этот феномен «Н.». Для периода барокко (конец
16 — середина 18 в.) характерно доминирование фрагментарного и антиномичного
восприятия над целостным, ощущение неустойчивости
и беспокойства, ориентация на динамизм, напряжение между чувственным и интеллектуальным,
сочетание утонченности и грубости, аскетизма и гедонизма, науки и мистики.
В литературе и искусстве наблюдается взаимодействие и взаимопроникновение
жанров, а также размывание их прежних границ и принципов, сочетание отвлеченной
символики с подчеркнутым натурализмом. Как особое мироощущение барокко характеризуется
глубинным чувством призрачности, неподлинности, театральности жизни, которое
скрывается за внешней карнавальностью, пышностью, демонстративным благополучием
и легкостью. В обществе барочного типа любое событие воспринимается как простая
условность, чистый символ, лишенный содержания и исторического измерения.
Общество Н. не приемлет научный и идеологический тоталитаризм. В то же время
само оно характеризуется отсутствием научного обоснования, комплекса идей
и ценностей, обеспечивающих его функционирование как целостности. Своеобразным
девизом общества Н. становится принцип: «Главное — не быть, а казаться». Как
альтернатива дуальности и фрагментаризации жизни в обществе Н. развивается
этико-эстетическое сознание малых групп, формируются, по выражению Делеза
и Гваттари, «племенные культуры» и «племенная психология», на основе которых
складывается «групповая солидарность». Наряду с понятием «Н.» представители
постмодернизма используют и другие названия: «общество спектакля» (Г.Дебор),
«театрократия» (Ж.Баландье), «империя эфемерного» и «эра вакуума» (Ж.Липовецкий),
«система симулякров» (Бодрийяр) и др.
Л.Л. Мельникова
|