Постмодернизм
Энциклопедия
Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко

Оглавление
 

МОЛНИЯ — метафорическое понятие, нередко используемое в рамках описаний механизмов миросозидания и промысла Логоса, а также ассоциируемое со светом и просвещением. В большинстве религий и мифов божество спрятано от людских взоров, а лишь затем внезапная вспышка М. на миг являет его в ипостаси деятельной мощи. В классической мифологии символика М. объединяла в себе креационные и когнитивные аспекты: М. как традиционный фаллический символ, с одной стороны, и как символ пронзающего тьму света (впоследствии сопряженный в европейской культуре с Логосом), с другой. (См. единство данных аспектов в концепции «сперматического Логоса» у стоиков.) Данный образ Логоса, пронизывающего тьму, является универсальным (Блаватская). В мировоззрении античных народов М. или огненный эфир выступали символами, эмблемой верховной, суверенной, творческой власти. (Так, этими атрибутами демиурга обладал, в частности, Юпитер: три его М. символизировали случай, судьбу и предусмотрительность — силы, формирующие будущее.) Если жертвенный столб и ступени, крест и распятие репрезентируют устремления человека к «горнему» миру, то М. символизирует обратное воздействие — «верхнего» мира на мир «дольний». Ваджра, являющая собой в тибетской символике «М. и одновременно бриллиант», нередко олицетворяет также взгляд «третьего глаза» Шивы, терминатора любых материальных форм. В контексте содержательных текстуальных реконструкций фрагментов Гераклита — М. суть божественный бич, удар Зевса или Перуна, от которого получают свой закон существа, движущиеся образом постепенного перемещения («все ползущее бичом пасется»; «всем сущим правит Перун»). Гераклитовский Логос (как «сосредоточенный смысл» и как «мгновенное, правящее многим») управляет по «способу М.», стремительно захватывая все одним и «сам есть М». — М. в таком контексте — нерассуждающая, сверхчеловеческая, всех-восторгающая и всесметающая сила типа «озарения». (Ср. описание начала войны 1914 Н.Бором: «у людей в подобном совместном порыве поражает то, что он, с одной стороны, стихийно несвободен, как, скажем, лесной пожар или любое другое естественное явление природы, а с другой — в поддавшемся ему индивиде он порождает ощущение величайшей свободы».) Анализ, постижение действия М. — немыслимы. Согласно Гераклиту, для постижения божественного Логоса необходима вера, ибо он «ускользает от познания» из-за своей невероятности... «золото» огненного Логоса заранее знает цену вещам — оно их высшая возможность... М. — тайная и истинная суть вещей, их исполнение. Логос-М. всегда дарит, освобождает мир и людей, а не карает их, здесь правит сама новизна — новое, открываемое событием. Логос суть дыхание новизны. Бог, по мысли Гераклита, не занимается запретами: «Богу все прекрасно и хорошо и справедливо, люди же принимают одно за правильное, другое за неправильное». (Ср. у Витгенштейна: «мир есть все то, что имеет место, и все то, что не имеет места... как есть мир — для высшего совершенно безразлично. Бог не проявляется в мире».) В мифологической, исторической и историко-философской традициях вождей, вбирающих в себя зевсовы М., именовали «бичами Божиими». — Ср. у М.Волошина «слова св. Лу — архиепископа Труасского, обращенные к Аттиле» в эпиграфе к «Северовостоку»: «Да будет благословен приход твой, Бич Бога, которому я служу, и не мне останавливать тебя»; аналогично — заглавие неоконченного романа об Аттиле — «Бич Божий» — у Замятина. Атрибутами высшей власти неизбывно полагались непостижимость, отказ от любых условностей; состязательность с Логосом всегда означала отказ от поиска путей к человеческому пониманию. В русскоязычной философской традиции правомерность придания понятию «М.» статуса философского термина обозначали Г.С.Померанц и (особо акцентированно) В.В.Бибихин. — По версии последнего, начиная с низвержения Перуна князем Владимиром посредством «молниеносного» жеста, молниеподобный поворот утвердился как главный прием власти в России, а сама М. конституировалась как заповедный закон отечественной истории. (Ср. у М.Волошина: «Что менялось? Знаки и возглавья? // Тот же ураган на всех путях. // В комиссарах дух самодержавья, // Взрывы революции в царях...».) Полагая ведущим критерием исторической состоятельности любой страны умение заметить и молниеносно преодолеть сложившееся «от-стояние» от События (течения событий) мира (присущим в особенности менталитету России), Бибихин, тем не менее, вынужден констатировать наличие сопряженной и принципиально неразрешимой (в том числе и для России) проблемы трансляции власти, ибо у М. «наследников не бывает».

A.A. Грицанов
 
Главная страница


Нет комментариев.



Оставить комментарий:
Ваше Имя:
Email:
Антибот: *  
Ваш комментарий: