МОДЕРНИЗМ — неклассический
тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным
допущением возможности плюрального моделирования миров и — соответственно
— идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы «вещи-в-себе»
выступает в М. псевдопроблемой, что задает в культуре западного образца вектор
последовательного отказа от презумпций метафизики (см. Метафизика, Постметафизическое
мышление). К предпосылкам формирования идей М. может быть отнесено: 1) конституирование
комплекса идей о самодостаточности человеческого разума (элиминация из структур
соответствующих философских рассуждений трансцендентно-божественного разума
как основания разума в его человеческой артикуляции); 2) складывание комплекса
представлений о креативной природе Разума, с одной стороны, и о его исторической
ограниченности — с другой; (Идея абсолютности, универсальности и тотальности
Разума была поставлена под сомнение еще И.Кантом, выдвинувшим стратегию «критики»
различных — «чистого» и «практического» — разумов — см. Kritik.) 3) позитивистские идеи (начиная от Конта), согласно
которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать
социальную реальность (в соответствии с правилами социологии как дисциплинарно
организованной науки), и аналогичная этим идеям программа, предложенная в
рамках марксизма, согласно которой разум полагался исторически изменчивым
и способным к заблуждениям (идеология как «ложное сознание»); задача философской
рефлексии усматривалась в «изменении мира» («Тезисы о Фейербахе» Маркса).
Таким образом, идеал отражения действительности и когнитивный пафос классического
мировоззрения замещался установкой на социальный конструктивизм (см. Модернизации
теории); 4) традиция художественного символизма, очертившая пространство и
задавшая механизмы абстрактного моделирования возможных миров (см. Кубизм,
Сюрреализм, «Новой вещественности» искусство, Неоконструктивизм). Таким образом,
тезисы исторической изменчивости разума во всех его измерениях (от политического
до художественного), социального конструктивизма через посредство осмысленной
деятельности человека, позитивности «разрыва» с классической традицией составили
основу М. как особого типа философствования. В качестве основных характеристик
М. могут быть зафиксированы: 1) отказ от моноонтологизма, презумпция на принципиальную
открытость системы мира: психологическая артикуляция бытия у А.Шопенгауэра,
лингво-математическая у У.Куайна, экзистенциальная у Ж.-П.Сартра и т.п. (см.
Онтология); 2) интенция на инновацию (при перманентной смене критериев новизны),
нашедшие свое выражение в педалированном акцентировании в М. метафоры «молодость»
(см. Молодость); акцентированный антитрадиционализм (вплоть до постулирования
значимости воинствующего эпатажа, перманентного бунта и поворотных разрывов
с предшествующей традицией — см. Дадаизм); 3) пафосный отказ от классической
идеи «предустановленной гармонии» (инициированный сомнениями по поводу амбиций
разума), в рамках которого отсутствие гармонии полагается неизбывной характеристикой
существования человеческого рода (см. Хаос, Хаосмос); 4) преодоление трактовки
человека как «слепка» Бога и отказ от монистического гуманизма (плюральные
версии гуманизма в экзистенциализме, марксизме, неофрейдизме и т.д.; переосмысление
сущности и направленности гуманизма как такового: идея «сверхчеловека» Ницше,
«негативный гуманизм» Глюксмана и др.), что вылилось в социальный конструктивизм,
породивший разнообразие плюральных стратегий формирования «нового человека»,
предельное свое выражение обретших в радикализме марксистского революционизма
(см. Сверхчеловек, Ницше); 5) подчеркнутый антинормативизм, основанный на
рефлексивном осмыслении того обстоятельства, что люди живут по нормам, ими
же самими и созданными, исторически преходящими и релятивными, и в перспективе
приводящий к отказу от идеала традиции (см. Футуризм); 6) идея плюральности
и конструктивности Разума, выводящая на программы трансформации («перекодирования»)
культуры, что, в свою очередь, порождало потребность в новом художественном
языке. Стратегия обновления языка оказывается, таким образом, соразмерной
возможным трансформациям социального мира, — понятия мыслятся не как предзаданные
«истинной» природой онтологии, а как конструируемые: от трактовки творчества
как процедуры самовыражения художника — до идеи о невозможности и немыслимости
бессубъектной онтологии (см. Экспрессионизм); 7) идея вариативности разворачивания
процессуальности: многовариантность становится для М. типичным и атрибутивным
параметром культуры: три финала в «Трехгрошовой опере» Б.Брехта, четыре рассказчика
в «Шуме и ярости» у У.Фолкнера, четыре версии легенды о Прометее в «Прометее»
Кафки, несколько развитии сюжета из одного зачина у Э.Хемингуэя в «Посвящается
Швейцарии» — расхожая формула «возможны варианты» становится знамением времени
— с течением этого времени это приведет к формированию идеи пустого знака,
открытого для вариативного означивания (см. Пустой знак, Означивание). В общем
разворачивании традиции философии западного типа М. выступает важнейшим этапов
конституирования постмодернистской парадигмы в философии (см. Постмодернизм).
A.A. Грицанов, М.А. Можейко, В.Л. Абушенко
|