MODERN (нем. die Moderne, фр. Modernité) — современность. Проблема
настоящего времени или современного мира трактуется в философии рубежа
20 — 21 вв. в русле двух основных версий: I) По Хабермасу, именно «Гегель — первый философ, развивший
ясное понимание современного; поэтому мы должны вернуться именно к Гегелю,
если хотим понять внутреннее отношение, связывающее современность и
рациональность, отношение, которое вплоть до Макса Вебера казалось само собой
разумеющимся и которое сегодня ставится под сомнение». (Ср. у Ш.Бодлера: современность —
умонастроение, противостоящее академизму, продолжающему классическую традицию.
По Бодлеру, принцип «die Neuzeit», или «нового
времени», сформулировал Гегель.) По мысли Хабермаса, в гегелевской
трактовке современность характеризуется: 1) индивидуализмом нравов; 2) правом
на критику или свободой совести; 3) автономией поведения (то, кем я являюсь,
зависит от того, что я делаю, а не от того, кем были мои предки); 4) идеалистической
философией. Согласно Хабермасу, «проблема построения Современности, исходя
из нее самой, возникает в сознании, прежде всего в области эстетической критики...
Постепенный отказ от античной модели произошел в начале XVIII
века благодаря знаменитому спору Древних и Современных. Сторонники последних
восстают против понимания Я, свойственного французскому классицизму в той
мере, в какой последний уподобляет аристотелевское понятие совершенствования
понятию прогресса, при этом идея прогресса была подсказана современной естественной
наукой». Проект модерна, сформулированный в 18 в. философами
Просвещения, по версии Хабермаса, состоит в том, чтобы «неуклонно развивать
объективирующие науки, универсалистские основы морали и права и автономное
искусство с сохранением их своевольной природы, но одновременно и в том, чтобы
высвобождать накопившиеся таким образом когнитивные потенциалы из их высших
эзотерических форм и использовать их для практики, т.е. для разумной организации
жизненных условий». Как итог, — утверждает Хабермас, — с тех пор «модерным,
современным считается то, что способствует объективному выражению спонтанно
обновляющейся актуальности духа времени». По убеждению Хабермаса, для осуществления
М. как специфического «незавершенного проекта» необходимо направить «социальную
модернизацию в другое некапиталистическое русло, когда жизненный мир сможет
выработать в себе институты, которые ограничат собственную систематическую
динамику экономической и управленческой системы деятельности». Постмодернизм
в интерпретации Хабермаса оказывается покидающим «мир современности» течением
«младоконсерваторов», присваивающих «ключевой опыт эстетического модерна,
опыт совлечения покровов с децентрированной субъективности, освобожденной
от всех ограничений когнитивного процесса и утилитарной деятельности, от всяческих
императивов труда и полезности». II) В современной французской философии авторами концепта
«Новое время» называются М.Ж.А.Кондорсе и Конт. По мысли Лиотара, М. суть
эпоха господства метанарраций — см. «Постмодернистское состояние: доклад о
знании» (Лиотар), Метанаррация, Закат метанарраций. Философия Гегеля в таком
контексте понимается как подводящая итог и представляющая в совокупности все
эти повествования, концентрируя в себе «спекулятивную современность». Метанаррации,
по Лиотару, ищут узаконенности в подлежащем наступлению будущем, в
подлежащей реализации Идее (свободы, Просвещения, социализма и т.п.).
Но, по мысли Лиотара, современный проект (реализации универсальности) разрушен
(итог Освенцима и Холокоста): «победа капиталистической техно-науки над другими
кандидатами на универсальное завершение человеческой истории — не что иное,
как еще один способ разрушить современный проект, делая вид, что его реализуешь».
Народо-убийство Освенцима и открывает эпоху пост-М. (См. Модернизм, Постмодернизм,
Настоящее.)
A.A. Грицанов
|