МОДА (лат. modus — мера, правило, образ) — обычно непродолжительное господство
определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого
лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего,
предметного) окружения людей. Кант определял М. как «непостоянный образ жизни».
Как массовое увлечение каким-либо явлением М. известна
еще с древности; М. в современном понимании появляется в Европе в 1А —
15 вв. Изучение М. не должно ограничиваться ее сведением только к эстетическому
феномену, что приводит к выпадению из поля зрения многих особенностей ее природы
и функционирования. Природе М. свойственны: релятивизм (быстрая смена модных
форм), цикличность (периодическая обращенность в прошлое, к традициям), иррациональность
(М. обращена к эмоциям человека, ее предписания не всегда сообразуются с логикой
или здравым смыслом), универсальность (сфера деятельности современной М. практически
не ограничена; М. обращена ко всем сразу и к каждому отдельно). М. выступает
как внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражая
уровень и особенности массового вкуса данного общества в данное время. К функциям
М. можно отнести ее возможность конструировать, прогнозировать, распространять
и внедрять определенные ценности и образцы повеления, формировать вкусы субъекта
и управлять ими. М. дополняет традиционные формы культуры через их преломление
современностью и конструирует на этой основе новое окружение человека и его
самого. М. выступает как одно из средств социализации: М. как подражание данному
образцу «удовлетворяет потребности в социальной опоре, дает всеобщее, общепринятое»
одинокому человеку (Зиммель). Еще одной функцией М. является функция социальной
маркировки, идентификации, дистанцирования. Зиммель считал М. классовым явлением:
М. различных социальных слоев всегда различна. «Космополитичная»
функция современной M. заключается
в ее тенденции к сближению и размыванию национальных стилей на основе массовой
культуры и универсального стиля. Можно говорить и об экономической функции
М., связанной с ее динамизмом: М. опережает физический износ предмета (товара)
моральным и, следовательно, обеспечивает промышленность спросом на новое,
постоянно расчищая рынок для сбыта. Современная М.
имеет две существенные особенности: М. 19 — 20 вв. представляет
собой систематические, организованные, масштабные трансформации внешнего и
внутреннего мира личности (современная М. — это смена стиля, а не двух-трех
предметов или форм), ритм смены стилей в современной М. резко возрос (сейчас
модный стиль держится в среднем 7 — 10 лет). По вопросу специфики механизмов
распространения М. большинство исследователей высказывается за ведущую роль
психологических факторов: подражание (Г.Лебон), стремление к собственному
величию (З.Фрейд), «желание быть значительным» (Д.Дьюи), обретение социальной
опоры (Г.Зиммель). Наряду с этими факторами указывают еще на массовую привычку,
на то, что М. выступает как оценивающая и предписывающая сила. Эффективность
проявления подобных факторов зависит от качества среды действия М.: динамизма
развития общества, готовности к изменениям, восприимчивости к новому и т.п.
Д.К. Безнюк
|