МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ
— понятие постмодернистской философии, конституирующееся в концептуальном
пространстве постметафизического мышления (см. Постметафизическое мышление)
и фиксирующее в своем содержании парадигмальную установку на отказ от трактовки
бытия в качестве наличного и ориентацию на его понимание как нон-финальной
процессуальности. В постмодернистской ретроспективе классическая философия
предстает как метафизика «наличия» или «присутствия» (см. Метафизика), в то
время как неклассический тип философствования (начиная с критики «натуралистического
объективизма» Гуссерлем и исключая интерпретацию Хайдеггером Бытия как чистого
присутствия, подвергнутую Деррида критике в качестве метафизического «рецидива»)
оценивается философией постмодернизма как инициировавший «критику... определения
бытия как наличия» (Деррида). Уже пред-постмодернистские авторы демонстрируют
смену аксиологических приоритетов: семантически нагруженным оказывается в
их системе отсчета не данное («присутствующее» или «наличное»), но, напротив,
— отсутствующее. Так, у Ингардена в семантическом пространстве текста центральную
смысловую (смыслообразующую) нагрузку несут так называемые «места неполной
определенности». Собственно, «полное, исчерпывающее определение предметов»
в литературном или музыкальном произведении (см. Конструкция) оценивается
им как «нечто, выходящее за пределы... эстетического», — именно «множество
возможностей, обозначенных местами неполной определенности», открывают горизонт
«актуализации» тех версий смысла, которые не являются наличными, но «пребывают
лишь в потенциальном состоянии» (Ингарден). В семантико-аксиологической системе
постнеклассического (постмодернистского) типа философствования понятие «presens» подвергается деструкции во всех возможных аспектах
своего содержания: и как presens как «наличие» в смысле завершенной
данности «наличного» бытия, и presens как «присутствие» в смысле бытия в present continuous. Постмодернизм отвергает
возможность метафизического учения о «смысле бытия вообще со всеми подопределениями,
которые зависят от этой общей формы и которые организуют в ней свою систему
и свою историческую связь [наличие вещи взгляду на нее как eidos,
наличие как субстанция/сущность/существования (ousia), временное наличие как точка
(stigme) данного мгновения или момента
(nun), наличие
cogito самому себе, своему сознанию, своей субъективности,
соналичие другого и себя, интерсубъективность как интенциональный феномен
эго]» (Деррида). Постмодернистская текстология фундирована презумпцией «пустого
знака», выражающей постмодернистский отказ от идеи референции как гаранта
наличия смысла знаковых структур (см. Пустой знак, Трансцендентальное означаемое):
смысл не эксплицируется (что предполагало бы его исходное наличие), но конституируется
в процессе означивания (см. Означивание) как наделения текста ситуативно актуальным
значением, не претендующим на статус ни имманентного, ни предпочтительного
(правильного, корректного и т.п.). Таким образом, отсутствие исходного значения
делает текстовое пространство незначимым (в смысле наличия одного, «наличного»,
смысла), но открытым для означивания, предполагающего версифицированную плюральность
возможных семантик. Аналогична и постмодернистская концепция «нонсенса» как
отсутствия смысла, являющегося условием возможности смыслогенеза (см. Нонсенс).
Конституирование в философии постмодернизма М.О. в качестве одной из парадигмальных
презумпций во многом конгруэнтно переориентации современного естествознания
«от бытия к становлению»: так, возможные версии упорядочивания неравновесных
сред трактуются синергетикой в качестве диссипативных, т.е., с одной стороны,
оформляющихся за счет энергетических потерь системы (энергетического отсутствия),
а с другой — принципиально неатрибутивных, имеющих лишь ситуативно актуальную
значимость.
М.А. Можейко
|