«МЕРТВОЙ РУКИ»
ПРИНЦИП — конститутивный принцип постмодернистской философии, фиксирующий
отношение культуры постмодерна к феномену традиции в качестве тотального отрицания
возможности последней. Фундирует собою базисные основоположения
постмодернистской философской парадигмы; эксплицитно сформулирован Х.Брук-Роуз
на основе имплантации в философский понятийный аппарат правовой терминологии
(в юридической практике фигура «мертвой руки» означает владение без права
передачи по наследству). В контексте парадигмальной установки «заката
метанарраций» (см. Закат метанарраций) культурная среда обретает децентрированный
характер (см. Ацентризм), утрачивая стабильность дифференциации на идеологически
санкционированный центр и оппозиционно-еретическую периферию. — Дискурс легитимации
уступает место дискурсивному плюрализму, в контексте которого любой вариант
культурного предпочтения утрачивает статус приоритетного: речь идет не только
об утрате референциально обеспеченных культурных предпочтений (см. Пустой
знак), — даже «консенсус стал устаревшей и подозрительной ценностью» (Лиотар).
По оценке Х.Брук-Роуз, «все наши представления о реальности оказались производными
от наших же многочисленных систем репрезентации». В этом контексте и вступает
в силу «М.Р.»П.: постмодерн осуществляет радикальный отказ от самой идеи традиции:
ни одна из возможных форм рациональности (Дж.О’Нийл),
ни одна этическая система (Д.Мак-Кене), ни одна языковая игра (Апель — см.
Апель, Языковые игры), ни одна религиозная доктрина (Г.Кюнг) и т.д. не могут
конституироваться в качестве приоритетной (в перспективе — нормативной и,
наконец, единственно легитимной, т.е. ортодоксальной). В отличие от модернизма
(см. Модернизм), постмодернизм не борется с традицией (см. Авангардизм, Молодость),
полагая, что в основе этой борьбы лежит имплицитная презумпция признания власти
традиций, он отрицает саму возможность конституирования традиции как таковой.
— Коллаж превращается в постмодернизме из частного приема художественной техники
в универсальный принцип построения культуры (см. Коллаж, Пастиш), — таким
образом, универсальным принципом построения культуры постмодерна оказывается
принцип плюрализма, практически изоморфный античному принципу исономии: «не
более так, чем иначе» (З.Бауман, С.Лаш, Дж.Урри).
— В качестве единственной традиции культуры постмодерна может быть зафиксирована
традиция отказа от традиции (Э.Джеллнер). (См. также Закат метанарраций, Нонселекции
принцип.)
М.А. Можейко
|