Постмодернизм
Энциклопедия
Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко

Оглавление
 

МАШИННОЕ ИСКУССТВО — тенденция в эволюции художественного модернизма (см. Модернизм), фундированная программной идеей соединения художественного и технического творчества. Генетически восходит к раннему футуризму с его пафосным восприятием технических достижений начала 20 в., интерпретированных как свидетельство перехода от «эпохи человека» к «эпохе техники»: «кончилось господство человека. Наступает век техники!» (Маринетти). Для того чтобы новая эпоха началась под знаком не противостояния, но единства человека и машины, необходимо преодолеть те культурные стереотипы, которые вошли в сам фундамент западного менталитета: «в человеке засела непреодолимая неприязнь к железному мотору» (Маринетти). В силу этого, согласно позиции футуризма, для «примирения» человека с техникой необходимо обращение скорее к интуиции, нежели к разуму: по словам «Технического манифеста футуристской литературы» (1912), «что могут ученые, кроме физических формул и химических реакций? А мы сначала познакомимся с техникой, потом подружимся с ней». Концепция художественного творчества футуризма фундирована идеалом сращения человека с машиной как основой новой цивилизации: начиная от констатации того, что «на наших глазах рождается новый кентавр — человек на мотоцикле, — а первые ангелы взмывают в небо на крыльях аэропланов» («Первый манифест футуризма», 1909), — и кончая программой конструирования «механического человека в комплекте с запчастями» («Технический манифест футуристской литературы»). В этом контексте, естественно, футуризм ориентируется на радикальный анти-психологизм (см. Анти-психологизм) и экстраполяцию динамизма машины на человеческую эмоционально-психологическую сферу: «мы воспринимаем, как механизмы; чувствуем себя построенными из стали. Мы тоже машины. Мы тоже механизмы» (Дж.Северный). Маринетти формулирует базовый для футуризма тезис: «мы хотим показать в литературе жизнь мотора. Для нас он — ...представитель нового вида. Но прежде нам надо изучить его повадки и самые мелкие инстинкты», и, следовательно, «машина — наша единственная натурщица». В свете реализации этой программы «для поэта-футуриста нет темы интереснее, чем перестук клавиш механического пианино», — центральной задачей футуризма становится «прислушиваться к моторам и воспроизводить целиком их диалоги», чтобы «сквозь нервное биение моторов услышать дыхание металлов» (Маринетти). Программа М.И. футуризма находит свое развитие в кинетическом искусстве, основанном на идее технического моделирования произведений, призванных отразить динамику движения (см. Кинетическое искусство) и непосредственно включающих в свою композицию механические моторы в качестве необходимого компонента (см. Саморазрушающееся произведение). Практика кинетического искусства может быть рассмотрена как воплощение в жизнь концептуальной программы футуризма: от идеи машины как натурщицы у Маринетти (1912) — к «Портрету машины» Ж.Тингели (1965). Историческая трансформация идей М.И. привела к формированию своего рода второй версии его концепции: в опытах театральной режиссуры Р.Раушенберга (см. Pop-art) и Р.Уитмена (см. Happening) М.И. понимается как продукт объединения «игры человека и машины», когда специальное техническое приспособление участвует в спектакле, производя предметы, используемые затем актерами в качестве реквизита. Новый импульс эволюция М.И. получает в связи с развитием компьютерной техники (хотя сам термин «М.И.» практически выходит при этом из употребления): в третьей версии своей концепции М.И. начинает пониматься как искусство, созданное машиной: от ранних опытов на основе вариоклишографа, продуцирующего графические изображения в стиле абстракционизма, — до современной компьютерной живописи. М.И. сыграло значительную роль в развитии общекультурной тенденции техницизма. Кроме того, программное требование М.И. «полностью и окончательно освободить литературу от собственного «я» автора», исключив из ее содержательного тезауруса «психологию человека, отныне исчерпанную» (Маринетти), оказало значительное влияние на оформление в современной культуре парадигмы «смерти автора» (см. «Смерть Автора») и тенденции анти-психологизма вообще (см. Анти-психологизм).

М.А. Можейко
 
Главная страница


Нет комментариев.



Оставить комментарий:
Ваше Имя:
Email:
Антибот: *  
Ваш комментарий: