МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
— совокупность локальных К. (субкультур), базисные принципы которых оцениваются
с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные.
Социокультурный статус М.К. определяется их размещением на «окраинах» соответствующих
культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным
признанием с их стороны. Таким образом, маргинальность культурного образца
всегда конкретно-исторична. Объективными условиями
формирования М.К. являются процессы трансформации общества (модернизация,
«перестройка» и т.п.), изменения социальной структуры (появление новых социальных
групп или потеря ими прежнего статуса), различные формы взаимодействия К.
(от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена).
Ситуация маргинальности возникает при одновременном (вынужденном или добровольном)
существовании группы или индивида в поле действия несовместимых или конфликтных
культурных паттернов. Характерная для М.К. «нелинейность», «коллажность»,
как результат спонтанного усвоения разноплановых ценностей и стандартов, заимствованных
из различных (нередко конфликтующих) социокультурных систем, препятствует
процессу культурной самоидентификации в его привычной, «легитимной» форме.
В то же время возможность прямого доступа к разнообразным
«архивам» К. разных стран и эпох создает в рамках М.К. условия для ролевых
культурных экспериментов, построения специфической культурной среды из заимствованного
или уже «отработанного» в рамках наличной К. материала. Неоднородность
и противоречивость «рабочего материала» маргинального сознания нередко проявляется
в обострении внутреннего дискомфорта и актуализации различных форм девиантного
(отклоняющегося) поведения. Последнее может проявляться
в повышенно агрессивной социальной активности с ориентацией на самоутверждение
(от одержимости художественным творчеством до уголовно-криминальных проектов),
увлеченности радикальными социальными движениями (националистического, конфессионального
или политического плана) или, напротив, в обращении к отрешенности и пассивности,
ведущим в итоге к культурной самоизоляции «подпольного» индивида. Различные
формы М.К. служат своеобразной «игровой площадкой» новых языков культуры,
тем полем, где в результате причудливого взаимопересечения «официальных» и
«маргинальных» образов реальности формируется набор принципиально новых культурных
предложений, возникающих как результат «неправильной», нестандартной (а значит
— спонтанной, неуправляемой) культурной коммуникации. Особенно заметным
это становится в переходные или кризисные этапы развития общества, когда совокупность
маргинальных культурных сценариев нередко приобретает статус контркультуры
— реального конкурента актуального культурного стандарта. Таким образом, происходит
«негативная легитимация» М.К. в качестве существенного фактора динамики культуры.
Дальнейшие сценарии включения маргинальных культурных образцов в пространство
«большой» культуры (превращение в новый культурный канон, трансформация в
«приемлемую» субкультуру, полная ассимиляция в пространстве обновленной «большой»
культуры) порождают в любом случае очередной Большой Стиль и, соответственно,
его новые маргинальные окраины. Однако происходящий в настоящее время переход от авторитарного, или
«закрытого», к «открытому», или «мозаичному» (А.Моль), типу построения культурного
пространства, объективно способствует ослаблению традиционного конфликта руководящего
«центра» и мятежной «периферии». Последнее означает расширение «диапазона
приемлемости», трансформацию М. культурных ценностей, прежде агрессивно вытеснявшихся
из широкого употребления, в естественный компонент наличной культурной среды.
М.Р. Жбанков
|