Das MAN (нем. Man
— неопределенно-личное местоимение) — понятие, введенное
в «Бытии и Времени» Хайдеггера (1927) при анализе неподлинного существования
человека. Хайдеггер отмечает, что существует такая озабоченность настоящим,
которая превращает человеческую жизнь в «боязливые хлопоты», в прозябание
повседневности. Основная черта подобной заботы — ее нацеленность (как практически-деятельного,
так и теоретического моментов) на наличные предметы, на преобразование мира.
С одной стороны, сама эта нацеленность анонимна и безлика, с другой — она
погружает человека в безличный мир (М.), где все анонимно. В этом мире нет
и не может быть субъектов действия, здесь никто ничего не решает, и
поэтому не несет никакой ответственности. Анонимность М. «подсказывает» человеку
отказаться от своей свободы (толпа как выразитель М. не принимает осмысленных
решений и не несет ни за что ответственности) и перестать быть самим собой,
стать «как все». Мир М. строится на практике отчуждения; в этом мире все —
«другие», даже по отношению к самому себе человек является «другим»; личность
умирает, индивидуальность растворяется в усредненности. «Мы наслаждаемся и
забавляемся, как наслаждаются; мы читаем, смотрим и судим о литературе и искусстве,
как видят и судят; мы удаляемся от «толпы», как удаляются; мы находим «возмутительным»
то, что находят возмутительным». Главная характеристика
мира повседневности — это стремление удержаться в наличном, в настоящем, избежать
предстоящего, т.е. смерти. Сознание человека здесь не в состоянии отнести
смерть (конечность, временность) к самому себе. Для повседневности смерть
— это всегда смерть других, всегда отстранение от смерти. Это приводит к размытости
сознания, к невозможности обнаружить и достичь своей собственной сущности
(самости). Повседневный способ бытия характеризуется бессодержательным говорением,
любопытством и двусмысленностью, которые формируют
«обреченность миру», растворение в совместном бытии, в среднем. Попытка вырваться
из беспочвенности М., прояснить условия и возможности своего существования,
может осуществляться лишь благодаря совести, которая вызывает существо человека
из потерянности в анонимном, призывает человека к
«собственной способности быть самостью».
В.Н. Семенова
|